Северный экономический район
 

Состав района: (6 субъектов федерации) — Республика Карелия, Республика Коми, Мурманская обл.. Архангельская обл., Вологодская обл., Ненецкий АО.

Площадь — 1466,3 тыс. км2, население— 5,6 млн чел. (4 % от РФ).

Район является самым крупным по площади в Европейской части России, и в то же время самым маленьким по численности населения.

Условия развития хозяйства. Экономико-географическое положение района в значительной степени отличается от других европейских районов: во-первых, положение в высоких широтах, что накладывает свой отпечаток на освоение территории и развитие ряда производств, во-вторых, приморское положение и возможность связей с европейскими странами через незамерзающие порты, в-третьих, более близкое положение к основным районам-потребителям сырья, что приводит к большему освоению.

Северный район различается по составу полезных ископаемых на западе и востоке.

Запад: железные руды, газ, медно-никелевые руды, апатиты, нефелины, лесные;

восток: нефть, уголь, бокситы, лесные.

В последнее время говорят о возможности добычи руд различных цветных металлов на востоке, подготовлено к эксплуатации Холмогорское месторождение алмазов в Архангельской области.

Население. Плотность населения в среднем по району 4чел/км2, несколько увеличиваясь в Вологодской области (9,1 чел/км2) и резко снижаясь в Ненецком округе (0,3 чел/км2). Северный район входит в группу районов, теряющих население, как за счет естественной убыли (7 %), так и за счет значительной миграции за пределы района (сальдо миграции около 150 чел/10 000 жителей). Отток населения наиболее характерен для Республики Коми, Мурманской области и Ненецкого АО.

В национальном составе во всех субъектах федерации, входящих в район, преобладают русские. Максимальная доля титульного народа характерна для Республики Коми (23 %), тогда как в Ненецком округе она не более 15%, а в Карелии не превышает 10 %. В связи со сложностями ведения сельского хозяйства и в основном промышленным освоением территории доля городского населения в районе высока — до 76 %, а в Мурманской области достигает максимальных значений в России — 91,9%.

Промышленность. В конце 1990-х гг. на первое место вышла черная металлургия, имеющая на территории района все стадии производства. Руда добывается в Мурманской области и Карелии, уголь в Республике Коми, а производство металла сосредоточено на крупнейшем в стране предприятии «Северсталь» в Череповце.

Почти вся топливная промышленность сосредоточена в Республике Коми. Здесь добываются газ, нефть и уголь. Построены единственные в районе небольшие по мощности нефтеперерабатывающий (Ухта) и газоперерабатывающий (Сосногорск) заводы. Основная часть добываемых ресурсов отправляется за пределы района.

Цветная металлургия представлена несколькими отраслями: медно-никелевая промышленность (Печенга, Мончегорск), алюминиевая (Кандалакша, Надвоицы).

Конечные стадии отраслей химической промышленности сосредоточены в Череповце (азотные и сложные удобрения), а добыча апатитов (сырье для фосфорных удобрений) в Мурманской области.

Район всегда выделялся по лесозаготовке и переработке древесины. Наиболее крупными центрами являются Архангельск с Новодвинском, Сыктывкар, Котлас.

Северный район выделяется значительным уровнем развития рыбной промышленности. В Мурманской области она дает около 20 % всего промышленного производства. Добываются тресковые, сельдь.

Сельское хозяйство. Сложные природные условия для ведения сельского хозяйства определили в основном развитие молочного скотоводства, кормовой базой которого служит луговая растительность крупных речных долин и корма, частично получаемые с пашни (зерно, корнеплоды). В последние годы уменьшились посевы льна, которые в основном были сконцентрированы в южной части района. Коренные народы Севера занимаются традиционными для них оленеводством, охотой и рыболовством.

Есть несколько предприятий, перерабатывающих волокно льна и молоко.

Транспортный комплекс представлен всеми видами транспорта. Основная проблема связана с тем, что большинство линий сообщения имеют субмеридиональное простирание, поэтому внутрирайонные связи затруднены. Большинство потоков грузов направлено на юг в более развитые районы (нефть, газ, уголь, апатиты и нефелины, лес, рыба) или же к основным портам района (Архангельск, Мурманск), а также в порт Санкт-Петербурга. В перспективе железнодорожная сеть расширится за счет строительства нового выхода с Урала (Пермь-Кудымкар-Сыктывкар-Карпогоры-Архангельск).

В последние несколько десятилетий ландшафты Карелии привлекают значительное количество туристов. Большое развитие получил экологический туризм.

 
Сайт управляется системой uCoz