Политическая система общества, ее структура
 
Политическая система общества (ПСО) — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и отношения между обществом и государством.
Существует несколько подходов к пониманию и трактовке ПСО. Преобладающей точкой зрения российских и зарубежных политологов на структуру ПСО является выделение в ее составе таких подсистем (блоков), как институциональная, информационно-коммуникативная и нормативно-регулятивная.
Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим максимальную политическую власть, является государство. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату.
В структуру ПСО входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (например, процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами), а также средства массовой информации, под которыми подразумевается телевидение, радио, газеты, журналы, книги, ресурсы Интернета, рассчитанные на самую широкую аудиторию.
Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни: их участие в процессах выдвижения требований, превращение этих требований в решения, осуществление решений. Эти нормы — основные правила участия на всех этапах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа:
  • нормы-привычки
  • нормы-законы.
Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы.
Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают — в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др.
Функции политической системы:
  1. политическая социализация и привлечение к участию;
  2. выражение интересов различных групп и слоев населения;
  3. политическая коммуникация;
  4. разработка норм-законов;
  5. применение норм;
  6. контроль за соблюдением норм.
Фундаментальной основой ПСО является государство.
 
Сайт управляется системой uCoz