ПЕРСОНАЛИИ
 
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, ученый-экономист, ученик Платона. Он впервые в истории человечества исследовал экономические явления и процессы, пытаясь выявить общие закономерности, ввел в употребление термин «экономия» и производный от него «экономика». Ранее словом «экономия» (что тогда означало «домоводство») озаглавил свое сочинение известный греческий философ Ксенофонт. Аристотель является основателем социологии, ее научных основ. Аристотелем были высказаны идеи о функциях денег, их превращении в капитал, приносящий собственнику новые дополнительные деньги. Аристотель развивал идеи правового управления государством, считал, что прогрессивная форма государственного устройства — монархия, а наихудшая — олигархия, тирания.
Вебер Макс (1864-1920) — немецкий социолог, философ, историк, экономист. «Идеальный, воображаемый тип» у Вебера — социальный тип, тип власти или общественной системы. «Идеальными типами» Вебер считал также рынок, капитализм, город, церковь. Рациональность, по Веберу, —судьба цивилизации, а бюрократия — основа рационального господства.
Герцен Александр Иванович (1812-1870) — русский философ, писатель, публицист. Основные работы: «Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке», «Былое и думы». Предмет исследований — роль личности в обществе, смысл нравственного идеала.
Гоббс Томас (1588-1679) — английский философ. Сторонник теории «естественного права» — права человека отстаивать, защищать свою жизнь и благосостояние, поскольку природа создала людей равными; один из авторов «общественного договора», доказывающего необходимость перехода к стабильному гражданскому состоянию общества.
Дюркгейм Эмиль (1858-1917) — французский философ и социолог, ввел понятие «реальности социальных фактов», составляющих систему социальной действительности, социального сознания; выделял морфологические («материальный субстрат») и духовные представления в сознании. Термин «аномия», введенный Дюр-кгеймом, дает объяснение поведению, отклоняющемуся от принятых норм и правил.
Кант Иммануил (1724-1804) — немецкий философ, основоположник классической философии. Основные произведения: «Критика чистого разума», «Критика способности суждения». Всякое знание, считал Кант, начинается с опыта, но не сводится к нему. Этика Канта основана на представлении о человеке как о свободном существе и высшей цели мироздания. Высшая моральная заповедь («категорический императив») Кант сформулировал так: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом». Отстаивал необходимость вечного мира между народами.
Кейнс Джон Мейнард (1883-1946) — английский ученый-экономист, лорд, один из наиболее выдающихся экономистов XX века. Разработал теорию денег, изложенную в его главной книге «Общая теория занятости, процента и денег». В пору «великой депрессии» им была рассмотрена типичная для современной экономики ситуация, в которой суммарный спрос и суммарное предложение находятся в равновесии, а полная занятость при этом не достигается. Безработица сохраняется неопределенно долго, и требуются особые правительственные меры по увеличению совокупного спроса и уменьшению безработицы либо по снижению спроса, что соответственно подавляет рост цен и инфляцию. Кейнс известен и как видный политик, участвовавший в международных переговорах как после Первой мировой, так и второй мировой войны.
Конт Огюст (1798-1857) — французский философ, социолог, популяризатор науки. Общество рассматривал как эволюционирующий организм, образуемый связями между людьми. Сформулированный им «Закон трех стадий» гласит: все мысли человека проходят три сменяющих друг друга состояния —теологическое (где господствует религия), метафизическое (где преобладают абстрактные сущности — дух, эфир) и позитивное (основанное на точной оценке окружающей реальности и строгой логике). Социологию рассматривал как науку о преобразовании общества на основе культа человечества.
Конфуций (Кун Цзы) (551-479 гг. до н.э.) — древнекитайский педагог, философ, основатель конфуцианства. Создал учение о благородном муже — идеальном человеке, развившем в себе гуманность, любовь к людям, справедливость. Конфуций считал, что основа гуманности —уважение к предкам, старшим вообще. Особое внимание уделял этикету, правилам поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Локк Джон (1632-1704) —английский философ и политический мыслитель. Теория познания Локка основана на отрицании существования врожденных идей и принципов: «душа — чистый лист бумаги и лишь опыт заполняет его письменами». «Основа всякого познания — ощущение», — утверждал Локк. Идеи, полученные на основе внешнего опыта, Локк разделял на первичные (масса, объем и др.) и вторичные (цвет, запах, вкус) качества; вторичные существуют как бы только благодаря человеческому сознанию.
Мальтус Томас Роберт (1766-1834) — английский экономист. Главная книга «Опыт о законе народонаселения» содержала скандально известную идею о том, что значительная часть населения планеты обречена жить в нищете, поскольку рост численности жителей в мире намного превышает возможности обеспечения их ресурсами продовольствия. Принцип ограниченности ресурсов является основой экономической науки, однако далеко идущие выводы Мальтуса, к счастью, не нашли своего развития: реальная статистика о приоритетном росте народонаселения по сравнению с национальным богатством была характерна лишь применительно к определенным историческим отрезкам времени в ряде стран. Идеи Мальтуса частично перекликаются с учением Ч. Дарвина о естественном отборе.
Маркс Карл (1818-1883) — немецкий мыслитель-энциклопедист, автор теории научного коммунизма. Совместно с Ф. Энгельсом написал «Манифест Коммунистической партии» (1848), в котором ратовал за отмену частной собственности на землю и средства производства, централизацию капитала в руках государства, всеобщую обязанность труда для всех. Именно в этом манифесте впервые увидела свет ставшая знаменитой фраза: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Согласно воззрениям Маркса, история общества—это не цепь случайных событий или божественного проявления, а история развития экономики и общества, средств производства, производительных сил. Маркс считал, что противоречия между собственниками средств производства и наемными рабочими, между производственными отношениями и производительными силами являются экономической причиной социальных революций. Главный труд К. Маркса «Капитал» (1867) стали называть «библией рабочего класса». Несмотря на то что отдельные мысли Маркса оказались ошибочными, он по праву считается одним из классиков политической экономии. Учение К. Маркса положено в основу коммунистических воззрений и коммунистического движения.
Мор Томас (1478-1535) — английский гуманист, государственный деятель и писатель. Его труд «Утопия», написанная в форме диалога, содержит критику общественного устройства того времени и описывает жизнь на вымышленном острове, где царит равенство потребления и труд обязателен для каждого члена общества.
Оуэн Роберт (1771-1858) — английский утопический социалист; личный эксперимент по созданию коммун для эффективного производства на принадлежавшей ему текстильной фабрике описал в книге «Новый взгляд на общество». Утверждал, что «человек есть продукт обстоятельств, а зло в нем порождается несправедливым общественным устройством». Изменить психическую природу человека можно, по словам Оуэна, «предлагая ему с детства все по потребностям», создавая изобилие жизненных благ.
Платон (наст, имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, создатель античной политической утопии. Его «идеальное государство» представляет сообщество трех социальных групп: философов, стражей и работников. Главный труд — «Диалоги», в которых Сократ беседует с учениками. Платон утверждал, что «воспринимаемый мир является иллюзорным, кажущимся, а каждая вещь — результат соединения идеи с бесформенной материей. Идеи вечны и существуют вне пространства и времени».
Руссо Жан Жак (1712-1778) — французский философ. Главная идея в его трудах — устранение социального неравенства. Отстаивал нравственные ценности, бичевал фальшь и лживость в своих литературных произведениях. Его лозунг «Назад к природе!» был призывом к тому идеалу, к которому можно лишь вернуться, а не прийти в будущем. В том идеальном обществе все равны и свободны, нет частной собственности. Руссо считался предвестником Великой французской революции.
Сен-Симон Анри Клод (1760-1825) — французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. В своем труде «Письма Женевского обывателя» дал проект переустройства общества, веря в «золотой век» на основе смены религиозных и научных идей и внедрения индустрии. Связь науки с производством могут, по его мнению, сделать «труд достоянием каждого члена общества и гармонизировать социальные отношения». Он также развил представления о роли личности, выступал с лозунгом «Все люди —братья».
Смит Адам (1723-1790) — великий английский, шотландский ученый, который изданием одного произведения «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) произвел переворот в представлениях современников и придал новое направление экономической мысли. Эту книгу считали вершиной экономической науки, а ее автора —основоположником, «отцом» теоретической экономики. «Чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей степени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей», — писал Смит. Он был сторонником саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения, называя эти рыночные регуляторы «невидимой рукой», дополняющей государственное регулирование и заменяющей его. Его считают также основателем трудовой теории стоимости, развитой затем Д. Рикардо и К. Марксом.
Спенсер Герберт (1820-1903) — английский философ и социолог. Предложил идею эволюции в социологии, считал, что в основе общественного развития лежат принципы постепенного перехода от однородности к разнородности социальной системы. В главном труде «Основания социологии» провел аналогию между биологическим и социальным организмами, показывая их общность и различие. В обществе выделял три «системы органов»: поддерживающую (материальную), распределительную (связанную с разделением труда) и регулятивную (воплощенную в государственном управлении); назвал эти органы «социальными институтами», проследил их эволюцию.
Фрейд Зигмунд (1856-1939) — австрийский врач, основоположник психоанализа; использовал метод лечения неврозов в создании своей концепции. Основной конфликт личности Фрейд видел в противостоянии между сознанием и бессознательным. Специальную роль отводил сексуальности, которая, по его мнению, «представляет собой энергетический фонд личности, трансформируясь в различные формы человеческого поведения». Сформулировал структурную концепцию личности, согласно которой сознательное «Я» выступает как поле борьбы влечений и желаний с требованиями общества и условиями культурной среды.
Фурье Франсуа Мари Шарль (1772-1837) — французский утопический социалист. В своих работах доказывал необходимость вывести человеческий род из социального хаоса, искоренить нищету и преступления, установить строй социальной гармонии. Острие критики направлял на капиталистическую цивилизацию, видя главное противоречие в несоответствии между огромными достижениями науки и индустрии и закостенелостью социальной жизни и организации производства, призывал к «социальной гармонии, распределению доходов соразмерно труду и таланту».
 
Сайт управляется системой uCoz