Мировое хозяйство
Мировое хозяйство (М. к.) — исторически сложившаяся совокупность национальных
хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими
отношениями. Мировое хозяйство является результатом тысячелетней эволюции
производительных сил.
Выделяют несколько этапов формирования м. х.: длительный этап предыстории
м. х. привел к его возникновению в XVI веке, когда в результате Великих
географических открытий международная торговля охватила все регионы земного
шара, во второй половине XIX века происходило становление и расширение
м. х. благодаря развитию транспорта. Но главным этапом на пути формирования
современной системы м. х. стал конец XIX и XX век, что явилось результатом
совокупного развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового
рынка.
Понятие мирового хозяйства тесно связано с понятием об общественном
разделении труда, интернационализации хозяйственной жизни, международной
экономической интеграции.
Кроме того, существует также географическая модель мирового хозяйства,
которая постоянно развивается. И если до конца XIX века в мире преобладал
один центр — Европа, то затем образовался второй, вскоре ставший главным
— США. В период между двумя мировыми войнами возникли еще два центра мирового
значения — СССР и Япония. После II мировой войны началось формирование
новых центров в Азии (Китай, Индия, нефтедобывающие страны Юго-Западной
Азии), а также Канаде, Австралии, Бразилии. В последние десятилетия на
мировую арену вышли НИС во главе с «четырьмя азиатскими тиграми»
— Республикой Кореей, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром. Таким образом,
в наши дни географическая модель мирового хозяйства приобрела полицентрический
(многоцентровый) характер.
Международное географическое разделение труда
Международное географическое разделение труда (МГРТ) — по словам Н.Н.
Баранского, основное понятие экономической географии; оно выражается в
специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции
и услуг и в последующем обмене ими.
И.А. Витвер писал, что для формирования МГРТ необходимо наличие трех
факторов:
- существование страны-производителя, обладающей преимуществами в развитии
даннойотрас-ли перед другими странами;
- Существование вне страны-производителя стран, где есть спрос на ее
продукцию по более высокой цене;
- транспортные расходы должны быть меньше разницы между ценой производства
и продажной ценой.
В результате МГРТ в отдельных странах появляются отрасли международной
специализации — то есть отрасли, в большей степени ориентированные на
экспорт продукции и определяющие «лицо» страны в МГРТ.
МГРТ присущи объективные противоречия. Так, например, чрезмерная специализация
страны на поставках небольшого числа товаров ставит ее хозяйство в слишком
сильную зависимость от колебаний конъюнктуры на мировых рынках, объединяет
отраслевой состав хозяйства. Специализация же на отраслях обрабатывающей
промышленности (развитие которых возможно лишь на базе зрелого хозяйства)
служит мощным фактором развития всего хозяйства.
Примерами отраслей специализации могут служить: автомобилестроение,
судостроение,электротехническая промышленность Японии, зерноводство Канады
и Аргентины, выращивания кофе в Бразилии, Колумбии, Гватемале.
Международная специализация приводит к необходимости международного
обмена товарами и услугами, что в свою очередь повышает интенсивность
международных экономических связей, число и мощность грузопотоков. Поэтому
важнейшим фактором развития МГРТ является снижение транспортных издержек.
|