Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности,
производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие
предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад
в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых
(более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности.
От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность
труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение
определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение.
Для машиностроения характерно углубление специализации производства и
расширение его масштабов.
Состав и значение различных отраслей машиностроения (которых насчитывается
около 70) подвергаются значительным изменениям. Так, например, в начале
XX века отраслями, определяющими развитие всего машиностроения, были станкостроение
и электромашиностроение. Затем к их числу прибавились автомобилестроение
и самолетостроение. Сейчас по стоимости продукции лидирует электронная
промышленность — самая наукоемкая из отраслей машиностроения. В ее составе
особенно выделяются производство вычислительной техники (лидируют США,
Япония, Республика Корея, о. Тайвань и др.) и электронной аппаратуры.
Вторая по значению отрасль современного машиностроения — производство
наземных, воздушных и водных средств транспорта. Транспортное машиностроение
имеет 2 направления — гражданское и военное. По стоимости и количеству
выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина
всех автомобилей а мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: «Дженерал
моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота».
Основные страны производители: германия, США, Франция, Япония.
Авиаракетно-космическая промышленность — очень наукоемкая и включает
в себя большое количество различных производств. Лидерами отрасли стали
США, Россия, Франция, Великобритания, Германия.
По-прежнему сохраняют свое значение судостроение и производство железнодорожного
оборудования, хотя география их размещения испытала значительные изменения.
В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин
и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Продукция отрасли
очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90%
ее выпускается в четырех государствах — США, Германии, Японии, России.
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом
особенностей, которые влияют на его размещение.
Во-первых, е эпоху научно-технической революции развитие машиностроения
немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства
продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие
высокоразвитой научной базой.
Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших
затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость
отрасли.
В третьих, до-статочно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия
машиностроения, часто ориентируются на ее центры.
Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за
счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше
становится отраслью повсеместного распространения. В четвертых, стадии
производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило,
на отдельных специализированных предприятиях — в машиностроении велика
роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное
значение транспортный фактор. В пятых, вследствие специфики многих предприятий
машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей
промышленности и т. п. — которые сложно транспортировать), многие из них
ориентируются на потребителя.
В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках
новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться
с ним по распространенности в мире. И тем не менее, различия между отдельными
странами достаточно велики.
Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах
выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки
входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма
широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.
На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных
региона. Первый — Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная
продукция. Второй регион — зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который
производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем
высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий — Восточная и
Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию
массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый
регион — страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и
оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.
В цепом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся
страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых
из них машиностроение развивается высокими темпами — в Бразилии. Индии,
Аргентине, Мексике и особенно — в «новых индустриальных странах»,
что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм. |