Территория - 3,7 млн. км2.
Население - около 370 млн. чел.
Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств,
сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству
и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из
трех главных центров мировой капиталистической системы.
Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике,
он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических
открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную
роль в МГРТ.
Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение,
но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около
1/2 стран - монархии, остальные - республики.
Географическое положение
Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента,
омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского
полуострова — водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности»
рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами,
а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит
преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных
препятствий для транспортных связей.
ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых,
страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии
от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей.
Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг
к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для
развития как промышленности, так и сельского хозяйства.
Природные условия и ресурсы
Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного
возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых -
кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования
Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических
пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на
юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина,
среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья,
занимающие ее южную часть). Соответственно состав полезных ископаемых
в северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона существенно
различается. В северной части распространены как рудные полезные ископаемые
(связанные с Балтийским щитом и областями герцинской складчатости), так
и топливные (сосредоточенные в краевых прогибах, осадочном чехле и эпиконтинентальных
зонах). В южной части преобладают рудные месторождения, а запасы топливных
ресурсов - меньше. Несмотря на то, что минеральные ресурсы довольно разнообразны,
запасы многих из них близки к истощению. Так, послужившие базой развития
тяжелой промышленности угольные бассейны Англии и Германии, железорудные
бассейны Франции и Швеции ныне играют меньшую роль. Большое значение имеют
запасы бурого угля в ФРГ, бокситов в Греции и Франции, цинко-свин-цовых
руд в ФРГ, Ирландии, Италии, калийных солей в ФРГ и Франции, урана во
Франции, нефти и газа на дне Северного моря. В целом Западная Европа обеспечена
минеральным сырьем намного хуже, чем Северная Америка.
Агроклиматические ресурсы региона определяются его положением в умеренном
и субтропическом поясах. В Средиземноморье устойчивое земледелие нуждается
в искусственном орошении, что связано с уменьшением количества осадков
на юге Европы. Больше всего орошаемых земель сейчас в Италии и Испании.
Гидроэнергетические ресурсы зарубежной Европы довольно велики, но приходятся
в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.
В прошлом Западная Европа была почти сплошь покрыта разнообразными лесами:
тайгой, смешанными, широколиственными и субтропическими лесами. Но многовековое
хозяйственное использование территории привело к тому, что естественные
. леса сведены, на их месте в некоторых странах выросли вторичные леса.
Наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают
Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты.
Западная Европа обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными
ресурсами; 9% ее территории относятся к разряду «охраняемых территорий».
Население
В целом Западная Европа (как и Восточная) выделяется сложной и неблагоприятной
демографической ситуацией. Во-первых, это объясняется низкой рождаемостью
(«демографическая зима») и низким уровнем естественного прироста.
Наиболее низка рождаемость в Греции, Испании, Италии, ФРГ (до 10%о). В
ФРГ наблюдается даже убыль населения. Одновременно меняется и возрастной
состав населения в сторону понижения доли детских возрастов и повышения
доли пожилых возрастов. Все страны Западной Европы относятся к I типу
воспроизводства населения.
Все это привело к изменению роли субрегиона в мировой системе внешних
миграций населения. Если со времен Великих географических открытий Европа
была главным очагом эмиграции, то ныне она превратилась в главный мировой
очаг трудовой иммиграции. Иммигранты в основном привлекаются к строительным,
дорожным работам и к автомобилестроению.
Национальный состав населения довольно однороден, так как подавляющее
большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой
семье. Но этническая карта субрегиона не так однородна. Здесь есть однонациональные
государства (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Австрия,
Италия), страны с преобладанием одной нации, но с наличием национальных
меньшинств (Великобритания, Франция, Испания), двунациональные (Бельгия),
с более сложным национальным составом (Швейцария).
Во всех странах Западной Европы господствующая религия - христианство.
В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной - протестанство,
в Средней они находятся в разных соотношениях.
На национально-религиозной почве в некоторых странах возникают конфликты
(например, в Великобритании).
Западная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира, размещение
населения в нем прежде всего определяется географией городов.
Уровень урбанизации - 70-90%. Характерная черта урбанизации Западной
Европы - очень высокая концентрация населения в больших городах и городских
агломерациях. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская.
В Европе - родине городских агломераций в 70-х гг. зародился и процесс
субурбанизации - оттока населения из загрязненных городов в пригороды
и в сельскую местность.
Хозяйство
Регион зарубежной Европы (Западной и Восточной) занимает первое место
в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного
производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты,
по развитию международного туризма. Но экономическую мощь региона в первую
очередь определяют члены «большой семерки» - ФРГ, Франция,
Великобритания и Италия. Из остальных стран Западной Европы наибольший
экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Швеция.
Экономика этих стран менее диверсифицирована и специализируется, как правило,
прежде всего на отдельных отраслях. Малые и средние страны субрегиона
особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее
высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах,
микрогосударствах Западной Европы (Андорре, Мальте, Лихтенштейне, Сан-Марино,
Монако, Ватикане).
Наиболее низким уровнем экономического развития в субрегионе характеризуются
Исландия, Ирландия, Португалия, Греция.
«Лицо» Западной Европы в МГРТ определяется прежде всего
развитием промышленности.
Топливно-энергетический комплекс Западной Европы до недавнего времени
опирался на собственные ресурсы, в структуре этих ресурсов преобладал
уголь. Сейчас наметилось сокращение доли угля (до 20%) и переход на нефть
и природный газ, добываемые как в самом регионе - в Северном море (1/3
потребностей), так и импортируемые из развивающихся стран и России. Доля
нефти и газа в топливно-энергетическом балансе - около 45%. На ТЭС вырабатывается
более 50% электроэнергии, на ГЭС - около 15%, хотя гидроэнергетический
потенциал в основном уже освоен. Важное место в структуре электроэнергетики
- особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании - занимают АЭС.
Металлургическая промышленность Западной Европы в основном сформировалась
еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего
в странах, обладающих металлургическим топливом и/или сырьем. - ФРГ, Великобритании,
Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге. После Второй мировой войны центры
металлургии стали размещаться в морских портах с ориентацией на импорт
более высококачественной и дешевой железной руды. В последнее время в
черной металлургии наблюдается тенденция к строительству заводов меньшего
размера (мини-заводы).
Получили развитие также и отрасли цветной металлургии: выплавка алюминия
- во Франции, Италии, Греции, Норвегии, Швейцарии, ФРГ, Австрии; выплавка
меди - в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии.
Машиностроение и металлообработка - ведущая отрасль промышленности Западной
Европы, на нее приходится около 1/3 объема промышленной продукции региона
и 2/3 его экспорта. Получили развитие все основные отрасли машиностроения,
но особенно велико значение транспортного машиностроения (автомобилестроение,
судостроение) и станкостроения.
Машиностроение ориентируется прежде всего на трудовые ресурсы, научную
базу и инфраструктуру. По общему уровню развития машиностроения выделяются
прежде всего ФРГ, Великобритания, Франция, Италия - страны с высоким уровнем
развития машиностроения, значительным экспортом, ряд стран с высоким уровнем
развития отдельных отраслей - Швейцария, Швеция. Нидерланды, Бельгия,
Норвегия. В некоторых странах машиностроение развито пока слабо - Ирландия,
Португалия, Исландия.
Химическая промышленность а Западной Европе занимает второе место после
машиностроения. Важной переменой в структуре отрасли в течение последних
20 лет стала ее переориентация на углеводородное сырье. Крупные центры
нефтехимии расположены в эстуариях Рейна, Темзы, Сены, Эльбы, Роны; в
них эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.
Легкая промышленность Западной Европы переживает тяжелые времена, хотя
в начале XX в. легкая промышленность Европы занимала первое место в мире.
Старые промышленные текстильные районы в Великобритании, Бельгии, Франции,
Италии продолжают работать, но их значение невелико, а кроме того, легкая
промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей
силы.
Во многих странах сохраняются богатые национальные традиции в производстве
мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений,
игрушек и т.д.
Сельское хозяйство субрегиона в целом высокоразвито, занимает видное
место в мировом сельском хозяйстве, здесь производится до 15% зерна, около
15% мяса и 30% молока. По основным видам сельскохозяйственной продукции
большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и экспортирует
часть продукции.
После Второй мировой войны произошли изменения в землевладении и землепользовании
- на смену универсальному мелкому крестьянскому хозяйству пришло крупное
специализированное хозяйство, система агробизнеса. Но в аграрных отношениях
и уровне развития сельского хозяйства, его специализации и товарности
сохраняются большие различия между странами. Этому также способствуют
природные различия. Под воздействием вышеперечисленных факторов в субрегионе
сложились три основных типа сельского хозяйства.
- Североевропейский тип характерен для Скандинавии, Финляндии, Великобритании.
Здесь в основном преобладает молочное животноводство и кормовое растениеводство.
- Среднеевропейский тип характеризуется преобладанием животноводства
молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства.
Растениеводство поставляет как продовольственную, так и кормовую продукцию.
- Южноевоопейский тип - выделяется, в отличие от первых двух, преобладанием
субтропического растениеводства, животноводство же значительно уступает
ему.
Рыболовство является отраслью международной специализации в Норвегии,
Дании, Исландии; развито во всех приморских государствах.
Транспортные магистрали Западной Европы составляют единую региональную
транспортную систему. Здесь очень высока густота движения, велика роль
международных и транзитных перевозок. Главную роль в грузообороте играет
автомобильный транспорт, сеть автодорог постоянно растет, а сеть железных
дорог сокращается. Большое значение имеют также исторически сложившиеся
и новые морские и речные пути. В местах пересечения сухопутных и внутренних
водных путей возникли крупные транспортные узлы. Аналогичными узлами являются
также и крупные морские порты, превратившиеся в настоящее время в портово
-промышленные комплексы.
|