Машиностроение — ведущий МОК нашей страны. Он состоит
из большого числа подотраслей и производств, выпускающих разнообразные
машины. Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса
в российской экономике.
На предприятиях машиностроительного комплекса занято более 9 млн. чел.,
на его долю приходится почти 1/4 всей промышленной продукции, в нем сосредоточено
более 1/2 всех производственных фондов.
Машиностроение — самая сложная отрасль л ..с промышленности. В зависимости
от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое,
транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное и др. (всего
более 100 специальных подотраслей и производств). По характеру конечной
продукции и особенностям факторов размещения можно выделить три большие
группы подотраслей — тяжелое, общее и среднее, точное.
Основными факторами, влияющими на размещение предприятий машиностроительного
МОК, являются наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, транспортный
и потребительский факторы.
Важнейшими факторами размещения являются также специализация и кооперация.
Специализация выражается не только в обособлении отдельных подотраслей,
но и в четком разделении труда между предприятиями одной подотрасли. Так,
отдельные части машин производятся на специализированных предприятиях.
Выпуск же готового изделия, напротив, требует кооперирования между предприятиями.
Это приводит к возникновению машиностроительных комплексов. Различные
заводы одного комплекса (расположенные в разных городах) совместно участвуют
в производстве готовой продукции.
В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных
в территориальном отношении отраслей, оно развито во всех экономических
районах.
Тяжелое машиностроение включает производство металлургического горного,
подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов,
атомных реакторов, турбин, генераторов), а также других металлоемких и
крупногабаритных изделии.
Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла
и основных потребителей продукции — металлургические базы Центра, Урала,
Сибири.
Крупнейшие центры тяжелого машиностроения сложились на Урале (лидер
отрасли — «Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири (Красноярский
завод, предприятия Кузбасса), в Центральном, Центрально-Черноземном районах.
В общем машиностроении преобладают сборка металлоконструкций и изготовление
крупных заготовок. Предприятия этой группы отраслей широко размещены по
территории России.
Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные
виды транспорта, ориентируется прежде всего на выгодное экономико-географическое
положение. Так, например, судостроение ориентировано на морские и речные
порты (Нижний Новгород, Мурманск, Астрахань, Санкт Петербург, Тюмень,
Хабаровск, Владивосток).
Сельскохозяйственное машиностроение - тяготеет к местам потребления
готовой продукции, специализация предприятий находится в соответствии
с профилем сельского хозяйства в разных районах. Производство зерновых
комбайнов сосредоточено, например, на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону,
Таганрог) и в Сибири (Красноярск).
Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили,
тракторы, станки, машины и оборудование для промышленности, сельского
хозяйства, транспорта и строительства.
Автомобилестроение — одна из главных отраслей среднего машиностроения.
Автомобилестроение зародилось в Центральной России. В настоящее время
по производству легковых автомобилей выделяются Волжский автомобильный
завод — ВАЗ в г. Тольятти (почти 70% общего количества), АЗЛК в Москве
и «Ижмаш». Выпуск грузовых автомобилей осуществляется в основном
на пяти предприятиях: ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные
Челны), УАЗ (Ульяновск), УралАЗ (Миасс). Производство автобусов осуществляется
в городах Ликино, Голицино, Яхроме, Кургане, Краснодаре; микроавтобусов
на базе ЗИЛ — в Москве, на ГАЗе.
Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные
научно-производственные центры, которые имеют выгодное экономико-географическое
и военно-стратегическое положение, места сосредоточения высококвалифицированных
трудовых ресурсов и научных кадров (Москва, Санкт Петербург, Новосибирск).
Эта группа отраслей выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей
трудоемкостью.
Как и многие другие МОК России, машиностроительный комплекс находится
в кризисе после распада СССР как единого государства. Это, прежде всего,
связано с нарушением договорных обязательств по поставкам продукции. В
машиностроении высоко развиты специализации и кооперации, поэтому машиностроительные
предприятия сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями
бывших союзных республик.
Для выхода комплекса из кризиса необходима его реструктуризация, ускоренное
развитие таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая
и электронная промышленность, производство вычислительной техники; использование
научного потенциала ВПК.
|