Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых
странах: на отрасль приходится до 35—40 % всей стоимости промышленной
продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии. Все достижения НТП внедряются
прежде всего в этой отрасли. Она является самой наукоемкой отраслью современной
индустрии. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает
несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать
такое количество изделий. По стоимости продукции вырвалась вперед такая
новейшая отрасль, как электронная.
Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль современного машиностроения.
В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.)
электронная промышленность заняла ведущие позиции. Очень велика экспортность
всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости
занимает производство различных видов вычислительной техники — до 40—45
%. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии,
ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, о. Тайвань и др.) и в
меньшей степени Западной Европы. Фирмы Зап. Европы специализируются на
выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных
приборов.
Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных
транспортных средств) — вторая по значению отрасль современного машиностроения.
Автомобилестроение. В мировом выпуске автомобилей устойчиво сохраняется
высокая доля легковых автомашин (около 75 %). Велика доля грузовиков малой
грузоподъемности (до 2 т), в том числе пикапов, фургонов, комбинированных
легковых машин. Гораздо меньше доля тяжелых грузовиков и пассажирских
автобусов (всего несколько сот тысяч). Непрерывно растет доля специальных
автомобилей, используемых в промышленности, городском хозяйстве (медицинских,
пожарных, полицейских и т. д.).
Производство автомобилей концентрируется в немногих компаниях мира.
Так, четыре крупнейших из них («Дженерал моторе», «Форд»,
«Фольксваген», «Тойота») выпускают почти половину
всех автомобилей в мире, а вместе с пятью другими меньшими — более 3/4.
Продуцентами автомобилей организован их выпуск в нескольких десятках стран.
Географию мировой автомобильной промышленности определяют Западная Европа,
Северная Америка и Япония. Суммарно на них приходится 80 % выпуска всех
видов автомашин. Лидером отрасли стала Западная Европа (31 %), где выделяются
Германия, Франция, Испания. Этот регион отличается четко выраженной экспортной
специализацией: на вывоз идет 3/4 всех автомобилей. Мировым лидером автомобилестроения
среди отдельных стран остается США (12 млн штук). Однако на экспорт поступает
не более 4 % продукции, и страна является самым крупным их импортером
(ввоз автомобилей в 6-7 раз больше, чем вывоз). Япония — вторая страна
мира по уровню развития отрасли.
Авиационная промышленность в Западной Европе сложилась в немногих странах
(Франция, Великобритания, Германия), изготавливающих пассажирские авиалайнеры
и лишь некоторые типы военных самолетов. Европейские фирмы объединились
в консорциум. Очень развитую авиационную промышленность прежде имел СССР,
где, как и в США, производились все виды продукции отрасли, особенно ракетно-космической.
С распадом страны мощная АРКП сильно сократила производство, не обеспечивая
даже собственные потребности.
В географии судостроения мира в XX в. произошли коренные изменения.
Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость,
трудоемкость) при ншысокой цене готовой продукции привела к резкому падению
производства судов в Западной Европе и США. Оно переместилось в страны
Азии, где выделяются Япония (до половины судов в мире), Республика Корея
и КНР. Эти азиатские страны стали экспортерами судов мирового значения.
Производство железнодорожного оборудования — старейшая отрасль, производящая
локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные
товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции
отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени
в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление
скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также
на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось
производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих
в мире по роли железных дорог.
Почти всю продукцию общего машиностроения выпускают лишь немногие государства
мира: США, Германия, Япония, до 1991 г. — СССР. Однако и они специализируются
на отдельных видах продукции: страны Зап. Европы — на станкостроении и
оборудовании для легкой пром-сти. США, Япония, Германия — на энергетическом,
химическом оборудовании. Крупное станкостроение создано в Японии, КНР.
Атомное и металлургическое оборудование выпускают в США, Японии, Германии,
Франции.
|