Состав района: (5 субъектов
федерации) — Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика,
Нижегородская обл., Кировская обл.
Площадь — 265,4 тыс. км2,
население — 8,2 млн чел. (5,5 % от РФ).
Условия развития хозяйства. Волго-Вятский район имеет небольшую площадь,
но граничит с 5-ю другими экономическими районами. Район пересекает много
железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет р. Волга. Район
хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно
выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи
торфа на севере района.
Население. Плотность населения сравнительно
высокая — 31 чел/км2 , но территория заселена крайне неравномерно: от
74 чел/км2
в Чувашии до 13 чел/км2
Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских
в среднем по району достигает 75 %. В областях русские, несомненно, составляют
большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно
60,8 % и 47,5 %), в Чувашской Республике коренная национальность стоит
по численности на первом месте (67,8 %, что является одним из самых высоких
показателей в Европейской части страны). По всей территории района расселились
татары.
Численность городского населения составляет примерно 5,9 млн чел, или
70 % от общей численности. Это несколько ниже среднероссийских показателей.
Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью
более 2 млн чел.
Промышленность. Выделяются три ведущие отрасли:
транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника
и приборостроение. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел.
Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод
«Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ».
Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района.
Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны
и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы).
Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении,
в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие
получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний
Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола.
В конце 1980-х гг. в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов,
выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.
Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные
ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени на
привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство
минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают
2 крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых,
в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем
для нескольких предприятий органической химии.
Лесной комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного
леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия
выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи.
По выпуску бумаги Волго-Вятский район — третий в стране. Крупнейшие ЦБК
расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии
(скипидар, кормовые добавки).
Среди других отраслей, представленных в району следует назвать черную
металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем
Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили
кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое
место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хохломская
роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву
(Городец).
Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство и пищевая промышленность
разнообразны и, в первую очередь, ориентированы на обеспечение городского
населения продуктами питания. Поэтому вблизи городов сформировалась молочно-мясная
и овоще-картофельная специализация. В посевах значительна доля зерновых
культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются
трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель, конопля), на севере возделывается
лен-долгунец. По душевому производству молока район стоит на первом месте
в стране (350 кг). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается
в пределах района.
Транспорт. Территорию Волго-Вятского района
пересекают три железнодорожные магистрали в широтном направлении и одна
в меридиональном. Их примерно дублируют автомагистрали. В обеспечении
внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта.
|