Состав района: (4 субъекта
федерации) — г. Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Новгородская обл.,
Псковская обл.
Площадь — 196,5 тыс. км2,
население — 7,8 млн чел. (5,4 % от РФ).
Условия развития хозяйства. Экономико-географическое положение района
определяется, прежде всего, значением Санкт-Петербурга, как крупнейшего
морского порта России на Балтийском побережье. ЭГП района изменилось после
распада СССР. Псковская область, оказавшись пограничной, приобрела сразу
трех зарубежных соседей. Таких субъектов федерации в стране только два
(еще Республика Алтай).
Полезные ископаемые нерудные: очень крупное месторождение огнеупорных
глин (Новгородская обл.), небольшие месторождения бокситов и фосфоритов
(Ленинградская обл.). Район единственный в стране, где добывают горючие
сланцы (Ленинградская обл.).
Население. Как и большинство районов Европейской
части страны, Северо-Запад в последние 10 лет теряет свое население. Это
происходит в основном за счет отрицательного естественного прироста, который
достигает значительных величин в Псковской и Новгородской областях (-11
%о,-13 %о). В двух других субъектах федерации естественная убыль составляет
8-9 %. Такие низкие показатели не может перекрыть положительный механический
приток населения.
Санкт-Петербург повышает долю городского населения до максимальных величин
в стране (86,7 %), тогда как без него она близка к среднероссийской. Оставаясь
вторым по численности населения городом страны (4628 тыс. чел.), он как
бы оттягивает городской потенциал на себя. В зоне его влияния нет крупных
городов.
Национальный состав населения однороден. Среди малых коренных финно-угорских
народов следует выделить ижорцев и вепсов. На западе Псковской области
проживают сету (православные эстонцы), которых иногда определяют как самостоятельный
народ.
Хозяйство района можно охарактеризовать как производство наукоемкой
и трудоемкой продукции, подготовка высококвалифицированных кадров, осуществление
международных связей. Большое значение отраслей ВПК привело в период экономического
кризиса к существенному спаду производства на многих предприятиях.
Промышленность. В связи с отсутствием собственных
ресурсов роль обрабатывающей промышленности является определяющей. Ведущие
позиции занимает машиностроение. Следует выделить два основных направления:
отрасли, ориентированные на высококвалифицированные трудовые ресурсы (радиоэлектроника,
приборостроение, электротехника), и отрасли, получившие развитие в процессе
становления хозяйственного комплекса страны (судостроение, в том числе
военное, вагоностроение, энергетическое машиностроение, в том числе атомное,
станкостроение и другие подобные отрасли). Выделяются заводы, выплавляющие
цветные металлы (Санкт-Петербург, Волхов, Пика-лево, Бокситогорск), нефтепереработка
в г. Кириши. Предприятия по производству удобрений имеются в Великом Новгороде
(азотные и комплексные) и Кингисеппе (фосфорные и сложные).
Район выделяется комплексным использованием лесного сырья. Здесь представлены
все стадии цикла, причем на завершающие стадии приходится гораздо больше
выпускаемой продукции, то есть сырье приходится завозить. В качестве необходимой
отрасли следует выделить электроэнергетику, базирующуюся как на собственных
ресурсах (Волховская ГЭС, Свирские ГЭС, Нарвская ГЭС, Сланцев-ская ГРЭС),
так и на привозном сырье (Псковская, Лениградская, Киришская ГРЭС, Лениградская
АЭС).
Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство
и пищевая промышленность разнообразны и, в первую очередь, ориентированы
на обеспечение городского населения продуктами питания. Сельское хозяйство
специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве,
выращивании картофеля и овощей, в том числе в защищенном грунте. В последние
годы в Новгородской области построено несколько крупнейших пищевых предприятий
зарубежных фирм (Кэдбери, Дирол).
Транспорт. Транспортным фокусом всей территории
является Санкт-Петербург. К нему сходятся все транспортные пути (автомобильные,
железнодорожные, ЛЭП). Роль Санкт-Петербурга как портового комплекса очень
велика, так как он переваливает значительное количество всех международных
морских грузов России. Потеря многих портов после распада СССР требует
дополнительного строительства причалов и новых портовых комплексов на
побережье Финского залива (Выборг, Усть-Луга, бухта Батарейная). Предполагается
продолжить нефтепровод из Киришей до нефтяного терминала на берегу.
Северо-Западный район, а в первую очередь Санкт-Петербург, — крупный
туристический район страны.
|