Состав района: (8 субъектов
федерации) — Республика Татарстан, Республика Калмыкия, Ульяновская обл.,
Пензенская обл., Самарская обл., Саратовская обл.. Волгоградская обл.,
Астраханская обл.
Площадь 536,4 тыс. км2,
население — 16,7 млн чел. (11,5% от РФ).
Выделяется среди других районов главной транспортной осевой линией всей
территории — рекой Волгой.
Условия развития хозяйства. У района исключительно
выгодное экономико-географическое положение. Именно о нем, наряду с Волго-Вятским
районом, можно сказать, что он находится в центре, так как граничит с
четырьмя другими экономическими районами и с Республикой Казахстан. Хорошо
разветвленная транспортная сеть создает благоприятные условия для активного
хозяйственного взаимодействия с соседями. На юге район выходит к Каспийскому
морю, что позволяет через южные его порты осуществлять связь с Туркменией,
Ираном и Азербайджаном.
Главнейшими ресурсами являются нефть и газ. Наиболее мощные залежи нефти
сосредоточены в Самарской области и Татарии, по газу выделяются области
юга района (крупнейшее газоконденсатное месторождение расположено в Астраханской
области). Агроклиматические и почвенные ресурсы позволяют выращивать здесь
многие сельскохозяйственные культуры умеренного пояса, а в самых засушливых
районах иметь значительные площади для выпаса овец и крупного рогатого
скота.
Население. Динамика численности имеет тенденцию
к отрицательным значениям, что связано с естественной убылью населения
и в последние годы с уже незначительным механическим притоком.
Средняя плотность населения достигает 31 чел/км2.
Но разброс значений по субъектам федерации очень велик, в наиболее плотно
заселенной Самарской области она достигает 61 чел/км2,
а в Калмыкии чуть превышает 4 чел/км2.
Более 70 % населения района — горожане. Крупнейшие города района — города-миллионеры
— Казань, Самара. Близок к миллиону жителей Волгоград. Более 875 тыс.
жителей имеет Саратов.
Различные национальности представлены не только в республиках, но и
в областях. В республиках на первом месте стоят титульные народы, в областях
преобладают русские. Помимо этого, проживают чуваши, мордва, марийцы,
в Астраханской области казахи.
Промышленность. Многие отрасли промышленности
базируются на собственных ресурсах: нефти, газе, гидроэнергии. Добыча
нефти, начатая в середине 1950-х гг., к настоящему времени вывела район
на передовые позиции в нефтехимии. Здесь представлены все стадии производства
от добычи до получения готовых продуктов органического синтеза. В районе
действуют 6 нефтеперерабатывающих заводов, на основе их продукции выпускаются
синтетический каучук, минеральные удобрения, полиэтилен, искусственные
волокна, продукция бытовой химии, ядохимикаты, пластмассы и смолы. Крупнейшим
узлом нефтехимии является Самарский (Самара, Новокуйбышевск, Чапаевск).
В машиностроении выделяются автомобилестроение (Тольятти, Набережные Челны,
Ульяновск, Энгельс (троллейбусы)), авиастроение (Казань, Ульяновск, Самара,
Саратов), судостроение (Астрахань, Волгоград). В легкой промышленности
важное место занимает текстильная: Камышин (крупнейший в России хлопчатобумажный
комбинат), Барыш, Языкове, Сурск (шерстяные ткани), Балашов (синтетические
ткани).
Значительное развитие получила пищевая промышленность.
Сельское хозяйство. Поволжье — крупнейший
сельскохозяйственный район страны. По площади сельскохозяйственных угодий
и по площади пашни он стоит на первом месте в стране. Район дает четверть
валовых сборов зерна (первое место), выделяется по производству подсолнечника,
риса, горчицы, поздних овощей, сахарной свеклы. В отдельных субъектах
федерации выращивают лен, коноплю, эфиромасличные культуры, бахчевые культуры.
В советский период значительная доля земель имела дополнительное орошение,
что позволяло достигать высоких урожаев, в том числе и кормовых культур.
По поголовью крупного рогатого скота и свиней он уступает лишь Уралу,
а по овцам — Северному Кавказу.
Транспорт. Транзитное положение района определяет
развитие почти всех видов транспорта. По плотности железнодорожной и автомобильной
сети Поволжье значительно превышает среднероссийский уровень. Почти все
железнодорожные магистрали, соединяющие западные и восточные районы страны,
проходят через Поволжье. Именно отсюда в середине 1950-х гг. во все стороны
пошли трубопроводы. Сейчас, помимо транспорта нефти и газа, по трубам
идут продукты нефтехимии, например продуктопровод Тольятти — Одесса (аммиак).
По Волго-Камскому водному пути и через систему каналов район имеет выход
к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям.
|