|
Общественное движение в 1-й половине XIX в. |
|
|
Отечественная война 1812 г. вызвала рост патриотизма и общественного
самосознания. Одна часть дворянства мечтала о введении конституции, другая
говорила, кроме того, о необходимости отмены крепостного права. В1816 г.
возникает Союз спасения, в 1819 г. — Союз благоденствия, первые организации
декабристов. Н. М. Муравьев написал «Конституцию», предполагавшую
введение в России конституционной монархии и отмену крепостного права, П.
И. Пестель — «Русскую правду» — введение революционной диктатуры
на 10 лет и раздачу части помещичьей земли крестьянам. В 1822 г. декабристы
объединяются в Северное и Южное общества. В 1825 г. они устроили восстание
в Петербурге и на Украине, но из-за неорганизованности и нехватки сил оно
было подавлено. Были казнены П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол,
М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский. Пример декабристов оказал большое
воздействие на общество, хотя их планы были утопичны. |
При Николае I (1825-1855) министр просвещения С. С. Уваров
сформулировал теорию официального народничества: православие —самодержавие
— народность. Православие — духовная основа жизни русского общества, самодержавие—единственно
возможный в России-политический строй, царь заботится о народе, народ же
ему преданно служит. |
Западники (П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, Т. Н. Грановский)
считали Россию частью Европы и призывали подражать ей, отменить крепостное
право, ввести парламентский строй. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.
Ф. Самарин, А. С. Хомяков) полагали, что у России свой путь. Они также осуждали
крепостничество, но были сторонниками общины и Земских соборов, а не парламента.
|
Революционные демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М.
В. Буташевич-Петрашевский) выступали за свержение самодержавия и переход
к социализму через общину, минуя капитализм. Петра-шевский за попытку заговора
против правительства был сослан на каторгу с соратниками. |
|
|