Образ России в лирике М. Лермонтова и А. Блока
В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней. Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные: Лермонтов — романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, — а в другом резко выкрикивает: «Прощай, немытая Россия!» — с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее. Блок — символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь». Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока — «грустный»: Ее степей холодное молчанье,
Река раскинулась. Течет,
грустит лениво
Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино» идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному «потерянному» поколению: Да, были люди в наше время,
Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности «долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется вскачь». Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта — эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость. Блока привлекают в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда «не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов. Где ведуны с ворожеями
У Лермонтова изображаются более реальные атрибуты крестьянской жизни: Я вижу полное гумно,
В произведениях обоих поэтов появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», у Блока — вихрь, свистящий в голых прутьях. Поет преданья старины...
Твои мне песни ветровые
—
Лермонтов, писавший при существовавшем крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя ее «страной рабов, страной господ». Там рано жизнь тяжка бывает
для людей.
Во времена же Блока Россия была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько раз называет Россию «нищей»: Так — я узнал в моей дремоте
Россия остается для Блока идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна: Живую душу укачала
С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь. Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая — два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.
|