|
Познание. Истина и ее критерии |
|
|
Для ориентации человека в окружающем мире, для интерпретации х прогнозирования
событий, для планирования и реализации дея-гельности коллективов людей,
для выработки новых научных представлений необходимы знания. Знания представляют
собой сложную динамическую систему, они отражают культурный опыт и информационный
потенциал человечества, складывающийся в процессе познания.
|
Различают чувственное и рациональное познание. Чувственное
познание человеком мира осуществляется посредством ощущения, восприятия
и представления. Рациональное познание (процесс мышления) предполагает продуцирование
понятий, суждений, умозаключений посредством таких мыслительных операций,
как сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование. |
Вопрос о приоритете того или другого вида в познании мира
остается открытым. Философов, которые отдают предпочтение чувственному познанию,
считая, что именно оно является главным и даже единственным источником наших
знаний, называют эмпириками. Противоположную точку зрения отстаивают рационалисты.
В настоящее время в философии превалирует тезис о единстве, взаимозависимости
и взаимообусловленности чувственного познания (эмпирического опыта) и понятийного,
рационально-логического мышления. Философы отказываются от рассмотрения
«чувственности» и «рациональности» как некоторых
абсолютно самостоятельных, изолированных функций познающего человека, считая,
что в реальном познании они находятся в непрерывном взаимодействии. |
Знания,получаемые человеком в процессе познания окружающей
действительности, должны находиться с этой реальностью, действительностью
в определенном соответствии. Такая проблема соответствия знаний объективной
реальности выступает в философии как проблема истины. Таким образом, вопрос
о том, что такое истина, есть по существу вопрос, связанный с установлением
и проверкой соответствия знания объективной реальности. |
В истории философии высказывались различные подходы к выделению
критериев истины. С точки зрения Платона, истинным может быть только знание
о вечных и неизменных идеях. Ф. Бекон считал, что истина — дочь времени.
Т. Гоббс предложил формулу: истина — дочь разума. Диалектический материализм
рассматривает в качестве критерия истины — практику. |
Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни
от человека, ни от человечества, называют объективной истиной. |
Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных
исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты,
которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной.
Совершенное, полное, точное, всестороннее и исчерпывающее знание о каком-либо
явлении или предмете называют абсолютной истиной. |
|
|