|
Свобода в деятельности человека |
|
|
Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности.
Однако попытки ее решения осуществлялись на всем протяжении развития философской
мысли. |
Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму
божественного предопределения. В этом смысле все происходящее с человеком
трактовалось как фатальная неизбежность. Идея свободы как форма собственного
поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельности
отвергалась. Вместе с тем в теологических доктринах присутствовали и более
прогрессивные идеи, связанные с признанием данной нам Всевышним свободы,
которая заключается в возможности выбора между добром и злом. |
В настоящее время в философии свобода личности рассматривается
как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития
индивидуальности и отражение уровня развития общества. При этом свобода
традиционно рассматривается в ее соотношении с необходимостью. Противопоставление
философских понятий «свобода» и «необходимость»,
отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем
преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения
этого, по словам Г. В. Плеханова, «старого, но вечно нового, вопроса».
|
Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости
в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение
для оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуют
только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение
теряет смысл. |
Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения,
согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменения
людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности,
однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств
своей деятельности. Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно,
существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. |
Из этой относительности свободы исходят все демократически
ориентированные правовые документы. Так, например, в Декларации Организации
Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права
эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Таким
образом, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности
личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой
и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает
человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой
свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы
анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос. |
|
|