|
Целостность современного мира и его противоречия |
|
|
На современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно
происходит интернационализация общественной жизни. Эта тенденция усиливает
актуальность социально-философского вопроса о единстве человечества. Способны
ли люди Земли достигнуть согласия и понимания проблем друг друга, или они
представляют собой вечно враждующие сообщества, неспособные прийти к мировому
единству? |
Обострившиеся на рубеже веков проблемы современности заставляют
людей ощутить планетарную общность их судьбы. Термоядерная угроза, угроза
международного терроризма, экологические проблемы, экономические кризисы
приводят человечество к осознанию собственного единства, взаимосвязи и взаимозависимости.
|
Борьба за сокращение вооружений, охрана окружающей среды
человеческого обитания, преодоление крайних форм экономической отсталости,
нищеты и голода, защита человеческих прав, борьба с терроризмом — это проблемы,
для решения которых уже недостаточно простого соседского сосуществования
различных стран и народов, их взаимной нейтральной лояльности. Новые проблемы
диктуют необходимость кооперации людей всего мира на основе взаимного доверия,
взаимопонимания и признания общечеловеческих ценностей. |
Однако вопрос о возможности такой всемирной кооперации остается
открытым. Его решение осложняется тем, что в состав мирового сообщества
входят социокультурные образования, соответствующие разным стадиям общественного
развития. Это становится причиной самой разной конфронтации идей, которые
могут отражать как исторически справедливые требования народов, так и требования,
продиктованные национальной амбицией. |
Столкновение противоположных ценностей, интересов, идеологий
разных стран затрудняет формирование мирового консенсуса, согласия. Но есть
веские основания допустить, что осознание угрозы тотального уничтожения
человечества заставит представителей разных стран и народов признать необходимость
глобального объединения для собственного выживания. И. Кант писал по этому
поводу, что люди обычно глухи к доводам разума, рекомендующего им нормы
согласия правового улаживания конфликтов. Они следуют голосу своих собственных
интересов и оказываются слепыми агентами раздоров и войн. Но когда антагонизм
достигает крайней остроты и на горизонте истории появляется призрак мироразрушительной
войны, эта узкокорыстная тенденциозность сознания терпит фиаско. Делается
очевидным, что людям предстоит либо погибнуть, либо опомниться и согласиться
на обоюдные компромиссы. |
В настоящее время большинство обществоведов в качестве важнейшей
детерминанты мирового конкурса рассматривают общечеловеческие ценности,
которые должны находиться в приоритете относительно любых частных интересов
отдельных групп, социальных слоев, стран, народов. |
|
|