|
Человеческая деятельность и ее многообразие |
|
|
Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек
— продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека
как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных
животных и о научном объяснении этого отличия. |
В настоящее время в качестве такого отличительного признака
признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс
труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого
является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов —
«второй природы». |
Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер.
Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания)
присуща только людям. |
Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности: |
- субъект — тот, кто осуществляет деятельность;
- объект — то, на что направлена деятельность;
- цель —ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и
сам результат.
|
В основе поведенческой активности человека лежат определенные
мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека.
Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них
разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет
собой иерархию и включает две группы потребностей: |
- первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические
потребности, потребность в безопасности,
- вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные.
С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться
только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких
уровнях иерархии.
|
Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная
ее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной
деятельности. |
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных
объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование
природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества). |
Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей
и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной
форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование
системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую
предвидение и планирование изменений действительности. |
Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую
(во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.
|
|
|