|
Государство и экономика |
|
|
Формы организации хозяйственной деятельности людей называют
экономическими системами, кото-эые отражают отношения между экономическими
субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических
благ. Экономические системы различаются формой собственности на средства
производства, уровнем технического развития, способами координации хозяйственной
деятельности людей и предприятий. |
Основными формами, типами экономических систем являются:
|
- директивная (или как еще называют — централизованная, административно-командная),
- на основе экономических интересов —рыночная,
- традиционная — в соответствии со сложившимися традициями;
- смешанная, сочетающая черты нескольких форм и характерная для переходного
периода.
|
Административно-командная, централизованная экономика основана
на государственной форме собственности на материально-вещественные факторы
производства. Хозяйственные связи, объемы и номенклатура производства товаров
и услуг устанавливаются каждому предприятию центральными плановыми органами,
подчиненными правительству. Положительное качество данной системы — в ее
стабильности, предсказуемости, возможности регулировать не только сферу
производства, но и процессы распределения, потребления благ, решать социальные
проблемы (хотя и по принципу «уравниловки» — всем понемногу).
К недостаткам следует отнести негибкость системы в условиях динамичных спроса
и предложения (постоянно возникает дефицит то одних, то других товаров),
отсутствие реальных стимулов для инициативы активных людей, невозможность
развития предпринимательства. |
Рыночная экономика основана на частной собственности на факторы
производства, конкуренции, предпринимательском интересе. Ценовой механизм
рынка Адам Смит определил как его «невидимую руку», направляющую
действия производителей и потребителей. По мнению этого великого английского
экономиста регулирующее действие государства препятствует проявлению и реализации
свободных рыночных отношений, частному предпринимательству, и потому оно
нецелесообразно. Однако, как показала практика нескольких столетий рыночных
отношений, они отражают и негативные явления хозяйственной деятельности.
Рынок не является универсальным, на деле единственным и достаточным регулятором
экономической жизни. Без вмешательства государства через правовое регулирование
невозможно упорядочить рыночные отношения, в частности лишь антимонопольное
законодательство может ограничить диктат монополий, в том числе международных.
Государственные органы практически во всех странах с рыночной экономикой
контролируют естественные монополии (энергетические сети, трубопроводы,
транспортные системы). Зависимость деловой активности в стране от решений
узкой группы владельцев сырьевых, энергетических или других крупнейших компаний
недопустима, ибо ведет к олигархическому управлению экономикой. |
Государство регулирует рыночную экономику посредством государственных
заказов, таможенных пошлин и ограничений, через налоговую систему. Только
государство в состоянии формировать и осуществлять долгосрочные программы
развития целых отраслей и регионов, поддерживать научные исследования, обеспечивать
правопорядок в стране и обороноспособность, развивать здравоохранение, организовывать
комплексную социальную поддержку населения. Без государственного участия
немыслимо всеобщее школьное образование граждан страны, их базовая профессиональная
подготовка. Лишь при государственной поддержке возможно развитие научных
исследований. |
Традиционная экономическая система характеризуется преобладанием
неквалифицированного труда, низким техническим уровнем, основана на коллективной,
общинной собственности. Но и в тех условиях хозяйственные решения принимаются
на основе традиций, национальных особенностей и поддерживаются законами
конкретного государства. |
Особая роль государства проявляется в регулировании финансово-кредитной
системы каждой страны как основного эмитента денег и регулятора устойчивости
денежного обращения, кредитной системы. Эта функция возлагается обычно на
центральный банк, который, в дополнение к перечисленному,ведет финансовые
операции правительства, хранит обязательные резервы и свободные средства.
Антиинфляционная политика и меры для обеспечения полной занятости трудоспособного
населения также относятся к функциям государственных органов независимо
от типа экономической системы. |
Роль государства в экономике проявляется и в поддержании
международного экономического сотрудничества, международной торговли, которая
приносит выгоду всем участвующим в ней странам. Экономическая политика государства,
направленная на защиту отечественных производителей от конкуренции со стороны
иностранных фирм носит название протекционизм, реализуется с помощью таможенных
тарифов и пошлин, а также за счет установления квот, ограничений на экспорт
и импорт, льгот экспортерам. Так, именно меры государственного воздействия
не допускают демпинга — искусственного занижения цен с целью разорить конкурента.
Стремление России стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) имеет
целью добиться, в частности, благоприятных условий для экспортеров. |
Существует еще целый ряд других международных организаций,
где международное экономическое сотрудничество обеспечивается на государственном
уровне (организации содействия развитию отдельных отраслей при Организации
Объединенных Наций (ООН), организации стран-экспортеров конкретных товаров
и др.). Государственными соглашениями регулируются и экономические отношения
в приграничных районах сопредельных государств (приграничная торговля, таможенный
режим). |
Можно утверждать, что роль государства в экономических отношениях
в обозримом будущем будет укрепляться и развиваться. |
|
|