|
Образование и его роль в развитии общества |
|
|
Образование является частью процесса социализации личности, представляя
собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта,знаний
последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих
социальных институтов.
|
Институты (учреждения) образования координируют и формализуют
деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей,
социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих
членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии,
социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой
деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений:
средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные
программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными,
что определяет унификацию образования. |
В традиционном обществе получение образования в учебных заведениях
было доступно не многим. В основном, это были религиозные деятели, священники,
т.е. социальная группа, представителям которой грамотность была просто необходима
для чтения и толкования священных текстов. Для большинства же членов общества
процесс образования ограничивался спонтанным перениманием социального опыта
и профессионального мастерства у старшего поколения. |
Процесс индустриализации стимулировал потребность в учебных
заведениях. Постепенно стало появляться образование в его современной форме,
предполагающей передачу знаний с помощью профессиональных педагогов, в специально
построенном здании по специальным учебным программам. В настоящее время
в процессе обучения преобладают абстрактные дисциплины, так как члены современного
общества должны не только обладать базовыми умениями и навыками (чтение,
письмо, счет), но и иметь представления об окружающем их физическом мире,
о жизни общества, его хозяйственной деятельности. Важно также, чтобы люди
умели учиться сами, порождая новые и порой весьма специфические формы знаний.
|
XX век стал переломным в развитии системы образования. Изменились
цели образования к идеализированности, существенно возросло количество людей,
имеющих высшее образование, научные звания. |
Проблемы развития современной системы образования связываются
с его гуманизацией, гуманитаризацией и интернационализацией. |
Гуманизация образования предполагает направление большего
внимания интересам, запросам личности, ее нравственному развитию; гуманитаризация
означает акцентирование внимания на изучении общественных дисциплин; интернационализация
образования ведет к созданию единой системы образования для различных стран.
|
|
|