Цикл И. С. Тургенева «Записки охотника» посвящен описанию
жизни простого русского народа, которое происходит от лица автора — заядлого
охотника, дворянина по происхождению.
Этот цикл включает в себя несколько десятков небольших по объему рассказов,
но мы познакомились только с несколькими из них. Больше всего мне понравился
рассказ «Бирюк», главным героем которого является лесник Фома Кузьмич,
по прозвищу Бирюк. Мне кажется, что именно в нем автору удалось воплотить
все черты истинного русского характера, Бирюк — воплощение «русского духа».
С каким восхищением и гордостью автор описывает своего героя: «Он был
высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашкой рубашки
выпукло выставлялись его могучие мышцы». У Бирюка было «мужественное лицо»
и «небольшие карие глаза», которые «смело глядели из-под сросшихся широких
бровей».
Автора поражает убогость избы лесника, которая состояла «из одной комнаты,
закоптелой, низкой и пустой, без полатей...», все здесь говорит о нищенском
существовании — и «изорванный тулуп на стене», и «груда тряпок в углу;
два больших горшка, которые стояли возле печки...». Тургенев сам подводит
итог описания: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти
ночью в мужицкую избу».
Все окрестные мужики боялись Бирюка как огня, говорили, что он «силен
и ловок как бес...», «вязанки хворосту не даст утащить» из леса, «в какую
бы ни было пору... нагрянет, как снег на голову» и не жди пощады. Бирюк
— «мастер своего дела», которого ничем не возьмешь, «ни вином, ни деньгами».
Бирюк беден и несчастлив, его жена «с прохожим мещанином сбежала» и оставила
его одного с двумя детьми.
Тургенев удивительно точно сумел передать особенности
русского национального характера в сцене с мужиком-вором, который спилил
дерево в лесу. Бирюк отпустил бедняка, потому что пожалел, он знает, что
не из корысти, не ради наживы он пошел на это деяние, а от безысходности.
Это ключевая сцена в рассказе. Описывая подневольный народ, обездоленный
и угнетенный, Тургенев особенно подчеркивает, что даже в таких условиях
он смог сохранить свое сердце, свою живую душу, способность сопереживать
и откликаться всем существом своим на добро и ласку. Все это, по мнению
автора, от заложенной в русском народе природной духовности, от стремления
к истине, добру и красоте, которое проявляется у него и в условиях привычной
и тяжелой жизни, зачастую невыносимо тяжкой и унизительной. Даже эта жизнь
не убивает в людях человечность — вот что является самым главным.
|