Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте
человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице.
И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном придорожном
кювете валялась кукла... Светлые шелковистые волосы на голове были местами
обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно
быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул
до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было
истыкано сигаретой».
Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице?
Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел
войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает
его вид изуродованной игрушки?
Как он сам говорит своему собеседнику, кукла — это
подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных
кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее,
что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку,
а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое
в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик
Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но
ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо
худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный
человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания.
Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских
глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После
того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать...»
Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно
проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными
к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя,
делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве
относятся к кукле, как к живому существу.
И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более
не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы. У каждого
человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных
красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая
реку, писатель говорит: «Часто здесь кружат, никак не могут вырваться
на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки
вездесущего пенопласта»... Разве не человек повинен в том, что в реке
оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную
природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость
и восхищение.
В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты,
богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже
не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно
исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит
тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься.
Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить—добрые
или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.
|