Повесть была излюбленным жанром Н.
В. Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал принципиально
важным явлением в истории русской литературы. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Миргород» и так называемые петербургские повести знакомы и любимы не
одним поколением читателей.
Гоголевский Петербург — это город, поражающий социальными контрастами.
Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является
Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».
Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского
анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою
давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же
охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле петербургских
повестей. Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике
был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным».
У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над
которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели,
имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться».
Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает
духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был
робким, бессловесным существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки»
своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа
переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один
момент не покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести
как трагическая жертва жестоких условий современной действительности.
Автор создает сатирически обобщенный тип человека — представителя бюрократической
власти России. Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя
все «значительные лица». Смирение и покорность несчастного Башмачкина
в контрасте с грубостью «значительных лиц» вызывали в читателе
не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливых
порядков жизни, при которых возможно подобное унижение.
В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность
творчества Гоголя. Человек и античеловеческие условия его общественного
бытия—вот главный конфликт, который лежит в основе всего цикла. И каждая
из повестей представляла собой новое явление в русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает
фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся
Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания».
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие,
произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного
социального устройства.
|