Главный герой повести «Юность» — Николенька Иртеньев.
Толстой его рисует уже взрослым, молодым человеком, у которого выработались
определенные правила, мысли и взгляды на жизнь. Он умен, наблюдателен,
склонен к самоанализу, самолюбив, застенчив и мечтателен. Живость воображения
и отсутствие привычки к усидчивой работе мешают ему проявить свою одаренность.
Однако внутри него идет непрерывная и напряженная душевная работа.
Николенька учится в университете, вращается в студенческой среде. Эти
годы и Петербург наложили определенный отпечаток на его характер. Он стал
поклоняться законам моды, уделять много времени и внимания своей внешности,
делать и говорить то, что никак не соответствовало его понятиям. Модно
было не посещать лекции, хамить, ничем не заниматься, бывать в увеселительных
заведениях, курить трубку и вести бесполезную болтовню — и этого герой
придерживался. Он был поглощен праздностью светской жизни. Николенька
и сам не заметил, как окунулся в стремительный водоворот развлечений и
безделья.
Иртеньев стал считать себя аристократом, и тут же в его манерах проявляются
нотки презрения к людям, стоящим ниже его. Он перестал ценить истинные
чувства и уважать окружающих. Целый год герой повести ничем не занимался,
забросил учебу, разъезжал по гостям и друзьям, а в итоге — позорный провал
на экзаменах.
В этот-то момент у Николеньки и произошел душевный переворот. Он понял1,
что выдуманные правила никак не соответствуют реальной жизни. Нельзя следовать
навязанным мнениям аристократической среды, а также поклоняться мимолетной
моде, которая пытается установить свои законы и порядки, отбросив в сторону
порядочность и честь. Праздное существование — это не тот смысл жизни,
к которому необходимо стремиться и которого нужно достигать.
Провал на экзаменах положил начало новой жизни главного
героя. Он пришел к очень важному выводу, который извлек из своего личного
внутреннего опыта и из размышлений над миром, — к идее нравственного самоусовершенствования.
К этой идее герой повести приходит на переломе от отроческого к юношескому
возрасту, и с этого момента жизнь приобретает для него смысл и глубокое
нравственное содержание.
|