Проблема чести и долга для многих заключается в том, что
второе понятие принимается как общее, а первое - глубоко индивидуально.
Бывает очень непросто выполнить долг, не запятнав свою честь в глазах
окружающих. В наше время мало кто объединяет честь и долг в единое целое,
как это делали писатели XVIII и XIX веков, считавшие честного и ответственного
человека истинным героем эпохи. Теперь эти понятия толкуются либо слишком
узко, либо излишне абстрактно.
Если бы каждый человек обладал талантом психолога, то проблема чести и
долга была бы решена относительно легко. Однако часто мы не в состоянии
понять самих себя, придумывая ложные представления о чести и долге и запутываясь
в них.
Легко заметить, как тесно взаимосвязаны эти два понятия. Долг перед отечеством,
перед родителями, детьми с давних пор считается непременным элементом
чести и достоинства личности и остается актуальным и в наше время. Несмотря
на то что многие считают носителями чести и долга лишь благородных рыцарей
средневековья, эти явления живы и по сей день.
По моему мнению, проблема чести и долга в настоящее время заключается
в том, чтобы не замутнять благородные понятия их отрицанием и неверием
в них, в том, чтобы суметь принять реалии нового времени и смириться с
тем, что личностные достоинства претерпевают естественные изменения. Но
самое главное — осознание каждым человеком наличия высших ценностей, заключенных
в понятиях чести и долга.
Людям свойственно равняться друг на друга, бессознательно брать пример
с окружающих. Что получается в результате? Понятия о чести меняются далеко
не в лучшую сторону вследствие стремления людей равняться на недостойных
личностей и оправдывать свои неблагородные поступки тем, что они ведут
себя не хуже и не лучше других.
Проблему чести и достоинства можно справедливо отнести к проблемам нового
времени. Два или три столетия назад любая угроза чести считалась страшным
оскорблением, и это отвечало духу времени. Сегодня оскорбление человека
не считается чем-то из ряда вон выходящим. Изменились времена, изменилось
и отношение людей к окружающему миру, но по-прежнему действуют такие ценности,
как, например, принципиальность.
Что касается долга, то следование ему является обязательным
для принципиальной и честной личности. Однако тот случай, когда окружающие
убеждают человека выполнить что-то, утверждая «Ты должен!», а он напрочь
отказывается, вовсе не обязательно означает пример отрицания долга.
Общее восприятие долга касается лишь тех моментов, которые устанавливаются
правилами и нормами, отражаются в законе. Что же касается элементов частной
жизни, то здесь понятия о долге столь же индивидуальны, как и аналогичные
понятия чести.
Каждый из нас может вполне справедливо заявить, что главным для него является
возможность отстоять идеал, жить в соответствии со своими принципами,
а все остальное не имеет большого значения. Однако это не позволит добиться
взаимопонимания в обществе, из-за чего проблема чести и долга останется
нерешенной еще очень долгое время.
Подтвердить эту мысль можно на примере крестьянского правдолюбца, героя
произведения В. Распутина «Пожар». Его сознание и следование моральному
долгу не делает общество гуманнее. Однако существование таких, как он,
людей доказывает, что понятия о чести, долге и достоинстве все же продолжают
действовать.
Есть и еще одна составляющая проблемы чести и долга.
Это сознание морального долга, сопряженного с любовью к своим соплеменникам
и придающее человеку смелость, решительность, силу. И хотя люди часто
даже не замечают жертвы, принесенной ради их спасения, долг по отношению
к окружающим остается в нашем понимании самым благородным и возвышенным.
Актуальность последнего наблюдения подтверждает аллегорический образ Данко
из известного литературного произведения М. Горького «Старуха Изергиль».
Данко смел, решителен и силен, но, спасая людей от физической гибели,
он не может спасти их от нравственного падения. Ценой гибели он вывел
своих соплеменников из глухой темноты леса, но они не улучшат мир своей
гуманностью и чистотой.
И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о
том, что способно помочь решить проблему, рассматриваемую в данном сочинении.
Если понятия чести, долга и достоинства индивидуальны, то, значит, и пути
решения связанных с ними проблем не могут быть общими. Следовательно,
каждый человек в зависимости от собственных стремлений и мировоззрения
должен стараться найти «золотую середину» между попыткой сберечь свое
собственное «я» и исполнить долг перед обществом.
|