«Чевенгур» Андрея Платоновича Платонова
— это сатира на первые послевоенные годы в России. Это роман, трагедия,
хроника, социальная фантастика, исповедь о том времени, когда люди верили,
«что еще рожь не поспеет, а социализм будет готов».
Действия в этом романе происходят в 1919-1921 гг.,
однако ясно, что ставится проблема начала коллективизации в стране. Платонов
описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм уже построен, но
картина этого «рая на земле» довольно непривлекательная. Люди в этом городе
практически ничего не делают, так как «труд способствует происхождению
имущества, а имущество — угнетению», а также работа объявлена «пережитком
жадности и эксплуатации» и отменена. «За всех и для каждого работало единственное
солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». Однако практически
каждую субботу местное население в городе «трудилось», перетаскивая с
места на место «на руках» сады или передвигая дома.
Изображая в «Чевенгуре» поселение коммунизма, автор
дает страшную картину вымирания города, показывает смерть массы людей,
охваченных безумством перемены всего, включая семью, традиции, веру. Народ
в этом романе ждет коммунизма, очищенного от человеческих слабостей, где
не нужно работать, где не нужны женщины и дети, где не жаль тех, кто умирает,
кто убит. Жители Чевенгура, одураченные своими руководителями, считают,
что все эти преобразования нужны для победы над смертью в сверхчеловеческом
коллективе. Описанные Платоновым картины очень напоминают события, происходившие
во время коллективизации и раскулачивания зажиточных крестьян.
Все герои романа мечтают об идеальном социалистическом
обществе. В «Чевенгуре» мы видим именно «социалистическое общество», которое
стремится из себя самого построить абсолютный идеал. Это общество состоит
не только из коммунистов, таких как Дванов и Чепурный, но и из беспартийных
людей, для которых революция стала идеалом нравственности, совестью и
высшим судьей. Поэтому писатель задается вопросом
о возможности создания новой жизни людей при новом
строе, о том, нравственна пи революция и приемлем ли коммунизм, для построения
которого она совершена.
Так, в романе судьба нескольких десятков людей, которые
жили чуть-чуть лучше других и поэтому теперь не имеют никакого права на
существование, решается лично Чепурным. Теоретически расстрел буржуев
был обоснован «вторым пришествием», когда началась расправа над ними.
Людей убивают без суда и следствия.
В романе «Чевенгур» писатель решает проблему истинного
и ложного. Истинное — это все то, что естественно, искренно и исходит
из души, а все безнравственное — это то, что противоречит естественному
ходу человеческой жизни и человеческой природе. Создание идеального коммунистического
общества любыми путями — это и есть противоречие, глумление над человечеством.
Город Чевенгур получился трагическим и жалким, печальным и смешным.
Роман Платонова предостерегает будущие поколения от
повторения жестоких ошибок прошлого и всевозможных противоестественных
экспериментов.
|