«Я лиру посвятил народу своему», — писал Некрасов в стихотворении
«Элегия». Народная тема волновала писателя как никакая другая, поэтому
он посвятил ей поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо». Композиция поэмы
строится по законам классического народного эпоса: она состоит из отдельных,
относительно автономных частей и глав: часть 1 — «Пролог», часть 2 — «Последыш»,
часть 3 — «Крестьянка» и т. д. Внешне эти части связаны с темой дороги:
семь мужиков странствуют по России, пытаясь найти ответ на вечный вопрос:
«Кому живется весело, вольготно на Руси?»
И уже в первой строфе «Пролога» ставится основная проблема
поэмы — проблема народного счастья. Семеро крестьян из Заплатова, Неелова,
Дырявина, Знобишина и других деревень (названия которых говорят сами за
себя) затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского
люда? Они высказывают свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми
на Руси могут быть помещик, чиновник, поп, министр государев и царь. Но
никто из странников не представляет в качестве возможного счастливчика
ни крестьянина, ни солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские
странники не упоминают о счастье «освобожденного крестьянина». Вспомним,
как сам Некрасов отзывался о реформе 1861 г.: «Народ освобожден, но счастлив
ли народ?»
Крестьяне упорно хотят найти «счастливца» на Руси и
ищут правду о независимом счастье, завидуя свободно летающему птенчику:
«А все ж ты, пташка милая, сильнее мужика». Несмотря на то что у них полно
забот и бед, они не жалуются на свою судьбу и непритязательны в своих
желаниях: им бы только «хлебушка, да огурчиков, да по жбанчику холодного
квасу».
Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас
с другими яркими представителями простого народа. Одним из них является
Яким Нагой, для которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь
с матушкой-землей, и получать достойный урожай. На примере того, как Яким
спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена — иконы, мы видим,
насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное
благосостояние, о котором Яким совсем позабыл. Другой мужик, который знает
цену и счастью, и несчастью, — бывший мельник Ермил Гирин.
В главе «Счастливые» странники ходят в праздничной
толпе народа и ищут счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит
самый разный люд: и дьячок, для которого счастье — в вере, в «благодуше-стве»;
и старуха, счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат,
выживший после опасных сражений, голода и ранений. Подходят к странникам
и каменотес, и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему
трактуют счастье и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки.
О счастье ъ поэме говорят не только люди из низших сословий, но и те,
кто жил богато, но по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды:
помещики, чиновники и другие.
Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье
народное, — это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья
можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Сам Гриша —
сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал
голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить
любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.
Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников
и остальной народ жить no-совести, честно работать и бороться за свое
счастье во что бы то ни стало.
|