Автор романа «Преступление и наказание» знакомит нас со
многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями
существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества,
не выдержав того, что выпало на их долю. Главный герой романа — Родион
Раскольников — студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши
жить не могут. Вынужденный бедствовать и страдать, он идет на убийство,
на смертный грех ради того, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.
Мармеладов, чья семья едва сводит концы с концами,
дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель,
дабы получить возможность расплатиться за жилье и купить еду. Эти люди,
волей судьбы опущенные на самое дно, вынуждены нищенствовать и голодать.
Старуха-процентщица, которая, хотя ей и жить-то осталось всего ничего,
продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих
последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит
на жизнь.
Среди жителей «желтого Петербурга» — униженных и оскорбленных,
упавших и растоптанных, — на мой взгляд, особого внимания заслуживают
женские образы, различные по своему характеру, но со схожими судьбами.
Соня Мармеладова — главный женский образ романа — является носителем христианских
идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно
благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался,
какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую
свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям,
к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.
Соня жертвует собой — идет на панель, — чтобы обеспечить
больной чахоткой Катерине Ивановне и ее детям сносное существование. Несмотря
на то что Соня — «отверженная» в обществе, падшая женщина, она живет ради
высоких идеалов, помогающих спасать души человеческие. Раскольников считает
Соню родственной душой. Но это только внешнее сходство, на упрек Сони
в том, что он убил человека, Раскольников восклицает: «Да я вошь убил!»
— на что Соня отвечает: «Это человек-то вошь?» Для нее любой человек достоин жалости и сострадания, любви
и снисхождения.
Другой женский образ романа — Дуня Раскольникова, которая
собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому,
что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования,
чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя,
но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать «покупателя».
Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя,
заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего
их.
|