Роман «Воскресение» написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как
раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: «Переполненная Сибирь,
тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и жестокость
властей...» Бедственное положение народа, волей судьбы оказавшегося в
подобном положении, расценивалось Толстым как личная трагедия, несчастье,
как распад собственной души.
В начале 80-х гг. Толстой участвует во всероссийской
переписи населения. Он берет на себя работу в так называемой «Ржановской
крепости» — московском притоне «самой страшной нищеты и разврата». Люди,
опустившиеся на дно, «отбросы общества, униженные и оскорбленные», живущие
здесь, воспринимаются писателем как обычные люди, такие, как все, только
опустившиеся, в большинстве не по своей воле, а по воле правительства.
Толстой хочет помочь этим людям встать на ноги, он
искренне верит, что еще можно возбудить сочувствие общества к этим несчастным,
заставить их поверить в то, что жизнь — это величайший дар. На каждом
шагу Толстой видит иное: господствующие классы идут на любые преступления,
чтобы удержать свое положение, свою власть и богатство. «Вонь, камни,
роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали
солдат, судей, чтобы оберегали их оргию, и пируют», — вот какой виделась
Москва писателю в то время.
В таких условиях Толстой начинает работу над своим
романом, который должен пролить свет на жизнь опустившихся людей, упавших
на самое дно. «Воскресение» — само название романа глубоко символично,
оно отражает все обстоятельства и чувства героев, показанные автором на
страницах его романа. Ни в одном сочинении Толстого с такой беспощадной
силой, с таким гневом и болью, с такой непримиримой ненавистью не раскрывалась
самая сущность беззаконий, лжи и подлости классового общества.
Главная героиня романа Катюша Маслова — проститутка,
которая вынуждена заниматься этим грязным делом для того, чтобы прокормить
себя, для того, чтобы существовать. Ошибки молодости, которые совершились
по вине молодого барина, заехавшего в имение своих тетушек и соблазнившего
юную Катюшу, повлекли за собой огромное количество несчастий и бед, которые
и привели ее на скамью подсудимых.
Катюша невинно осуждена, она озлоблена и растоптана,
унижена и оскорблена, кажется, ничто не может вернуть в ее пожелтевшие
и ставшие равнодушными черты лица жизнь. Удивительно, как Толстой показывает
мысли Катюши, которая не может и не хочет простить раскаявшегося Нехлюдова.
«Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись»,
— бросает она прямо в лицо Нехлюдову, который, несмотря ни на что, бросает
все и идет за ней на каторгу.
В «Воскресении» обновление человеческой души показано
как процесс естественный и прекрасный, подобный оживлению весенней природы.
Воскресшая любовь Катюши к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми
людьми — все это помогает падшей женщине воскреснуть к новой жизни, понять,
что она снова обретает веру в себя, веру в перемены к лучшему.
Знакомство на каторге с революционером Симонсоном возвращает
Катюшу к жизни, дает ей ощущение, что она в состоянии изменить мир, воскресить
многих людей, спасти не одну душу. Название романа, которое в самом начале
понимается как насмешка, к концу приобретает глобальный масштаб, пронизывая
все, что происходит не только на страницах романа, но и в целом мире,
— это воскрешение Христа, воскрешение природы, воскрешение души.
|