В своих произведениях Бунин, с одной стороны, показывал
картину своего времени (рабство одних, непомерное господство других),
а с другой — раскрывал таинства человеческой души, обличая дурные качества
внешне порядочных людей и показывая положительные — негодяев и безнадежных
с точки зрения общества. Бунин рисовал также образы людей, выбитых из
привычной колеи жизни. Писатель предполагал, что в экстренных ситуациях
у человека нет ни времени, ни возможности маскироваться, и он предстает
перед окружающими таким, каков есть на самом деле.
И. А. Бунин достиг высокого мастерства в области «малой»
формы прозы — рассказа, оставив для потомков блестящие образцы этого жанра.
Примером тому могут служить рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Солнечный
удар». На первый взгляд, два этих рассказа ничто не связывает между собой,
кроме, конечно, имени автора. У них разные сюжет, тематика, стиль. Но,
с другой стороны, есть что-тo, что соединяет вообще все бунинские рассказы
тонкой, но прочной нитью. Это, безусловно, любовь к человеку и горечь
от его несовершенства, от низости некоторых не лучших представителей общества,
от их малодушия.
Подобная авторская горечь прослеживается в рассказе
«Господин из Сан-Франциско». Богатый, излучающий самоуверенность человек
намеревался отдохнуть с семьей. Он отправился в Старый Свет, желая посмотреть
на вулкан Везувий и красоты Италии, побывать на Кипре. Путешествие было
роскошным: его заполняли балы, музыка, комфорт и первоклассное обслуживание.
Господину оказывали массу внимания — он располагал немалыми деньгами.
Но случилось непредвиденное: в поездке наш герой скончался. Казалось бы,
печальный момент, неприятная ситуация. Однако никто даже не заметил отсутствия
господина, никто и не подумал прекращать веселья.
В своем рассказе автор обличает бездушие мира богачей,
их черствость. В «Господине из Сан-Франциско» указан единственно возможный
конец жизни этого человека, ведь он сам был холодным, расчетливым, заботился
только о материальном благополучии. Его душа очерствела ине могла больше существовать в подобной обстановке.
Возможно, тем, что автор не дал герою имени, а определил его просто «господином
из Сан-Франциско», он желал подчеркнуть его бесполезность для общества,
для мира, в конце концов, для самого себя.
Иная ситуация складывается в рассказе «Солнечный удар».
В нем герои — далеко не бесчувственные «сухари», напротив, они способны
на сильные душевные порывы. Они с головой окунаются в пучину молниеносно
нахлынувших чувств, но, увы, у каждого из них — своя жизнь, помимо этой
случайности, у них налаженный быт и материальное благополучие. Решиться
променять все это на туманную возможность быть счастливыми в любви — это
не для них. Сделать рискованный шаг буквально в никуда может не каждый,
по-видимому, только единицы из тысячи. Не случайно и рассказ называется
«Солнечный удар»: герои как бы ослеплены друг другом, взрывом чувств,
поглощены любовью и готовы на все. Однако последствия от удара недолгие.
Наутро все становится как прежде, героиня уезжает, о ней далее не повествуется.
Но вот в душе ее попутчика остается чувство безысходности.
Он и сам не может понять, что его гнетет. Просто ему недостаточно моментального
счастья, он создан для любви. Быть счастливым всю жизнь не позволяет себе
сам человек. В этом и трагедия, в этом и суть бунинских произведений.
Писателю больно за своих собратьев, которые по каким-либо — глупым, по
мнению Бунина — причинам сами калечат свою судьбу.
|