Повесть А. И. Куприна «Поединок» — одно из лучших произведений писателя.
Основанное на автобиографических мотивах, оно воплотило в себе все впечатления
автора от учебы в кадетском корпусе и четырех лет военной службы. Однако
автобиографичны не только впечатления и настроение повести, но и ее герои.
Многие критики угадывали в подпоручике Ромашове самого Куприна, в образе
корпусного командира — командующего Киевским военным округом, а конфликт
между Ромашовым и полковником Шульговичем близок по описанию к конфликту
Куприна со своим армейским начальником.
Куприна всю жизнь мучили воспоминания о позах военной
службы, о той тоске и безысходности, которые царили в армейской среде.
Все это он постарался выразить в своей повести. «Поединок» — это книга
об ужасающем нравственном состоянии армии того времени. Куприн без приукрашивания
описывает издевательства над солдатами, беспощадную и бессмысленную муштру,
опустившихся до животного уровня офицеров, у которых только один выбор
— слиться или покончить с собой. Во многом широкий общественный резонанс
повесть Куприна вызвала как раз этим показом неприглядного быта офицеров.
В России офицерский корпус всегда считали лучшей частью общества, званием
военного гордились, мальчишки с детства мечтали о погонах. И вот эта «золотая»
часть общества, лучшие люди, гордость страны были показаны Куприным как
спившиеся или полусумасшедшие люди. Такого в русской литературе еще не
было.
Все события, происходящие в повести, показаны Куприным
через призму восприятия подпоручика Ромашова, в душе которого и происходит
«поединок», вынесенный автором в заглавие. Это поединок между обществом,
то есть армейской средой, в которой живет герой, и его живым, человеческим
«я», поединок между тем Ромашовым, которого видят и воспринимают люди,
и тем, который есть на самом деле, но спрятан глубоко под военным мундиром.
Ромашов безволен и не может активно противостоять миру, который его окружает,
но он хотя бы не смирился, как остальные офицеры, с жизнью, полной жестокости,
бездуховности и однообразия. Внешне он ничем не отличается от других:
как и они, он муштрует солдат, крутит бессмысленную интрижку с женой одного
из офицеров, — но в душе он протестует против всего этого, не может смириться
с той судьбой, которая ему отныне суждена.
Другой главный герой «Поединка», Назанский, также когда-то
протестовал против окружающей его действительности. Но он так и не смог
ничего изменить ни в своей жизни, ни в своих убеждениях. Презирая ту череду
пьянок, картежных игр и посещений борделей, в которую погружены все офицеры,
он спивается потому, что ничего другого взамен армейской среды найти ему
невозможно. Ромашова, скорее всего, ждала бы точно такая же участь.
Третья главная героиня этой повести — Шурочка — казалось
бы, не имеет никакого отношения к той среде, которую так ненавидит Ромашов.
Она женщина, а значит, уже по определению не может относиться к армии
и к офицерам иначе, чем будучи замужем за одним из них. Однако оказывается,
что Шурочка, как и военные, не ценит настоящие человеческие чувства. Для
нее главное — положение в свете, деньги, известность. Ромашов разочаровывается
и в ней настолько же, насколько ему стала претить служба в армии.
В этой повести Куприн делает вывод о том, что существуют
только три призвания, достойных человека, — наука, искусство и свободный
физический труд. Армия не может быть призванием человека, ведь там он
лишен радости творчества, мысли и может лишь подчиняться тем приказам,
которые ему отдает начальство.
|