Тема любви — основная в творчестве Куприна. По его мнению,
именно любовь дает возможность раскрыться всем самым прекрасным сторонам
человеческой души. Чувство возвышает людей над серой повседневностью и
становится высшим выражением их природного равенства, над которым не властны
ни сословные предрассудки, ни людские законы. В такой любви Куприн видит
высшее счастье и главное предназначение человека, но одновременно он отчетливо
понимает, что такая любовь доступна не всем, а только избранным.
Мечта автора о такой любви отразилась во многих произведениях,
в том числе и в его повести «Гранатовый браслет». В ней Куприн описывает
имевшую место в реальности историю безответной любви простого телеграфного
чиновника к великосветской даме, жене члена Государственного совета. В
течение восьми лет живет это безответное чувство. Единственная нить, которая
связывает Желткова и княгиню Шеину, — это трогательные письма, которые
чиновник пишет своей возлюбленной. Причиной скорой развязки этой истории,
длившейся столько лет, становится гранатовый браслет, который Желтков
присылает Вере Николаевне в подарок на день рождения. Этот подарок и символизирует
ту безграничную любовь, о которой мечтал сам Куприн и о которой генерал
Аносов сказал, что «может быть... это любовь, о которой грезят женщины
и на которую больше не способны мужчины».
Любовь, символом которой стал этот простенький, невзрачный
на вид браслет, не подчиняется никаким устоям общества. Она может идти
наперекор всем законам, созданным людьми. Желтков — простой мелкий чиновник,
а Вера Николаевна — княгиня, и расстояние между этими двумя людьми, несмотря
на то что они живут в -одном городе, больше, чем от земли до звезд.
Желтков понимает, что у него нет даже одного шанса
на миллион, что на его любовь когда-нибудь ответят, но это и не главное
для него. Он любит, даже не надеясь на взаимность, понимая только, что
ничто на свете, включая смерть, не заставит его отказаться от своего чувства,
от своей великой и безмерной любви: «...Ваш до смерти и после смерти покорный
слуга». Даже понимая, как безнадежна его любовь, Желтков принимает свое
чувство как Божий дар, как самое большое счастье, которое было у него
в жизни: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать
мне, как громадное счастье, любовь к Вам». И он не проклинает судьбу,
не ропщет на Бога, а уходит из жизни с великой любовью в сердце, благословляя
свою возлюбленную: «Да святится имя Твое!»
Куприн рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое
чувство. Он не признает легких влюбленностей и других подобных простеньких
чувствований. Устами генерала Аносова он говорит, что любовь не должна
быть ни легкомысленной, ни примитивной или, тем более, основываться на
выгоде и корысти. Любовь должна быть трагедией! Самой большой трагедией
в мире! Никакие расчеты, компромиссы не должны ее касаться. Но, по мнению
Куприна, не все люди способны на такую любовь, а самое главное — не все
готовы к такой любви.
Очень часто люди жертвуют своим чувством ради денег,
удобств, положения в обществе. Поэтому настоящая, великая любовь, «которая
повторяется только один раз в тысячу лет», доступна немногим людям. И
именно об одном из таких избранных Богом Куприн и написал свою знаменитую
повесть.
|