В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий
всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого
— в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства
и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные
правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин, — персонажи, сразу же выделяющиеся
из общей толпы жителей ночлежки своим философским подходом к жизни, умением
мудро говорить и способностью влиять на людей.
Однако в начале пьесы дается еще одна, третья, «правда»
— правда Бубнова. Бубнов чересчур категоричен, для него существует только
черное и белое, при этом черного намного больше. Он живет и действует
по принципу «вали правду, как она есть». Каждого, кто находится в ночлежке,
Бубнов старается вывести на чистую воду, выдавая свою правду: «А я вот...
Не умею врать! Зачем?» И Актеру, и Медведеву, и Пеплу, и Насте этот персонаж
говорит горькую и больную правду, но последствия этой правды непредсказуемы!
Он равнодушен к собственной судьбе, тем более к чувствам других, его взгляд
на жизнь чересчур скептический, полный пессимизма, а сама жизнь ему кажется
полной бессмыслицей: «Все люди, как щепки, по реке плывут. Все так! Родятся,
поживут, умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть!» Правда Бубнова убивает
в человеке всякое стремление быть человеком: «Все умрут все равно», так
зачем же напрасно лезть из кожи вон, лучше уж сразу подумать о смерти.
А вот праведник Лука искренне желает облегчить страдания
людей, помочь им, поддержать их, вселить православное смирение в их души.
Лука знает, кому и что обещать, его речи благостно воздействуют на слух
озлобленных жителей приюта и погружают их в приятное забытье, делая их
еще более пассивными и оторванными от реальной жизни. Но Лука обходит
стороной Бубнова, Сатина, Клеща, очевидно, понимая, что его жалость способна
удовлетворить только слабых и усомнившихся в возможном счастье людей.
Но проповедь Луки приносит только вред. Обитатели ночлежки
уже доведены до отчаяния и живут одними иллюзиями, а Лука создает их еще
больше. Он не называет пути, способного поднять со дна, он не верит в
возможности этих несчастных и потому прибегает к возвышенному, но бессмысленному обману. Ласковые слова Луки только убаюкивают,
завораживают, но они не побуждают к борьбе, не дают сил и желания активно
действовать для изменения собственного плачевного положения. Призыв Луки
надеяться на лучшее толкает ночлежников на бездействие и смирение, а сам
он незаметно уходит, оставив несчастных в полной растерянности, с горьким
чувством безысходности.
Сатин постарался понять Луку и трезво оценил его роль:
«Не шарлатан Лука», как подумали другие, «а жалостливый», «мякиш для беззубых».
Он приходит к выводу, что речи Луки, пронизанные христианской моралью,
не приносят никакой пользы, а только усыпляют душу, обманывают ее. И Сатин
резко критикует ложь: «Ложь — религия рабов и хозяев, правда — бог свободного
человека».
И, если Лука утверждает, что человек должен смириться,
терпеть и ждать чуда. Сатин провозглашает мысль о том, что человек должен
быть прежде всего свободным и гордым, должен действовать, бороться за
счастливую жизнь, не падая духом и не покладая рук. Правда Сатина наиболее
близка мыслям самого автора: устами Сатина Горький выражает собственную
веру в неограниченные возможности каждого отдельного человека, в его право
жить счастливо и достойно.
|