Сатира Маяковского нацелена против всего того, что
символизировало и продолжает символизировать застой, пошлость и отсталость,
— не только в стране, но и во всем мире. Его главной мишенью был и по
сей день остается образ самодовольного эксплуататора, который, как в известном
мультфильме, говорит: «Это у меня обед, а у них работа!»
Однако поэт никогда не драматизировал ситуацию, какой
бы тяжелой для него лично и для общества, в частности, она ни была: главное—заставить
людей смеяться над злом, а потом оно само потеряет свою силу. Именно в
этом и заключается сила творческого мастерства В. В. Маяковского.
Можно сказать, что практически все произведения Маяковского
несут сатирический заряд или просто высмеивают что-то такое, что недостойно
существовать не только в России, но и вообще в мире. Так, в одном из стихотворений
он пишет о том, что негритенка родители учили есть маслины: хорошие —
белым, а гнилые — черным. Это, конечно, сатира, но не юмор, потому что
веселого в таком трагикомичном «учении» мало.
«Поэтохроника» — вот как называет Маяковский жанр своих
поэм. Именно в них предполагалось раскрыть самые уродливые явления окружающей
его повседневной жизни.
Кругом тонула
Россия Блока...
Незнакомки, дымки севера
Шли на дно, как идут обломки
И обломки консервов...
Маяковский имеет в виду ту пошлость, которая обычно
таится под подобными поэтическими выражениями, романтическими штампами,—обычная
жесть, имитация чувства под внешней загадочностью, такая пошлость, которую
надо сразу раскрывать и показывать миру, чтобы никого не вводила в заблуждение
эта видимость «снаружи».
Юрий Тынянов утверждал: «Маяковский возобновил поэтический
образ, где-то утерянный со времен Державина». Действительно, он сумел
создать новый, предельно лаконичный и сильный по выражениям язык и отработал
новую систему образов, призванных не душу нежить, а волю закалять. Именно
сатира, юмористическое отношение ко всему и явились для Маяковского
основополагающим средством: просто здоровый юмор, имеющий право на жизнь:
Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо.
Так Маяковский определяет настоящий мир, в котором
все естественно и небезобразно, а все надуманные образы просто уходят
на дно, подобно пустым жестянкам. Именно Маяковский своей сатирой расчистил
поэзию для новых произведений, дал дорогу новому творчеству, которое не
искало бы каких-то теневых сторон, а просто рубило сплеча то, что должно
быть разрублено и уничтожено.
Жизнь меняется каждый день, но сатира Маяковского по-прежнему
остается актуальной. Поэт по-новому посмотрел на мир, который тихо спал
в ожидании каких-то невероятных перемен, и сам внес эти перемены в мир,
правда, еще не подготовленный к его экспериментаторству.
Только уголь даст хлеб.
Только уголь даст одежду.
Только уголь даст тепло.
А угля добываем все меньше
и меньше.
Как выйти из этого положения?
Делайте предложения!
Это — прямая сатира по-маяковски: в самом деле, зачем
делать, когда можно просто так хорошо поговорить! Не от этого ли угля
все меньше и меньше — не от этих ли «предложений»?
После революции вступил в силу неоправданный оптимизм
насчет дальнейших побед. Однако Маяковский знал, что на одном оптимизме
светлое будущее не построишь, и призывал народ к действию:
На арену!
С купцами сражаться иди!
Надо счетами бить учиться.
Пусть «всерьез и надолго»,
но там,
впереди,
может новый
Октябрь случиться.
|