В романе поднимаются важнейшие проблемы человеческой жизни.
Прежде всего это поиск счастья. Автор пишет роман в виде своеобразного
дневника. В жанре антиутопии написано много известных произведений того
периода, Замятин также прибегает к помощи этого жанра. На первый взгляд,
мир, созданный писателем, совершенен. Люди, живущие в досконально продуманной
обстановке, пытающиеся привести в порядок даже самые мелочные детали быта,
таким способом создавали себе счастье, не просто мимолетное, а постоянное,
стабильное. Они соорудили своеобразный механизм, деталями которого сами
и являлись. Машина заработала, люди стали и вести себя как машины. Никаких
лишних действий, все направлено на общее благо. Единственное, чего они
не учли: машина ничего не чувствует, не ощущает, не может ни любить, ни
страдать, ни радоваться. Следовательно, цель, ради которой общественная
машина создавалась, никогда не исполнится: понятия «счастье» и «механизм»
несовместимы.
В романе описывается фантастическое государство, в
котором все расписано по часам, в соответствии с произведенными математическими
расчетами. Каждый человек для «удобства» имеет вместо имени личный номер
(Д-503, О-90). Все эти обезличенные объекты не имеют права мечтать, за
них и так все решат власти. Личная жизнь находится под прозрачным «колпаком»,
везде надзор и контроль.
Единое Государство отгорожено от остального мира, в
нем уничтожены естественные потребности, все, что связано с нормальной
жизнью человека. Тема власти занимает в произведении особое место. Власть
Благодетеля абсолютна и безоговорочна. Людям кажется абсурдным и смешным
выбрать на место Благодетеля кого-то другого, кроме самого Благодетеля.
Непосредственно связана с темой власти тема религии. Благодетель — бог,
сошедший с небес на землю.
Но все не может быть столь единообразно. Говорят, что
и в хорошем стаде найдется паршивая овца. Так и в этом Государстве нашелся
человек, попытавшийся удовлетворить свое любопытство. Это привело к полному
краху всей системы. Оказалось, что она такая же хрупкая, как карточный
домик: вынуть одну карту — рухнет все. Этот человек под номером Д-503
стал испытывать не знаемое им прежде чувство к 1-330 — чувство привязанности.
Чувствительность как зараза стала распространяться по всему Государству.
Идеальный мир переворачивается с ног на голову. Зеленая стена рухнула.
Оттуда «все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город».
Завершающим этапом действия романа является разговор
Д-503 с Благодетелем, который сообщает ему формулу счастья: «Истинная
алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный
признак истины — ее жестокость».
Можно сказать, что фантастический роман Замятина на
самом деле отражал реальную картину советского общества, только завуалированно.
Развал чудо-государства, где все люди являются лишь винтиками офомного
механизма, предопределяет судьбу всего тоталитаризма в мире. Финал романа
стал своего рода своеобразным предсказанием общественному устройству России,
и власти это прекрасно понимали, потому и запрещали роман «Мы» в Советском
Союзе.
Замятин передал своему читателю чувство тревоги. Замечательный
роман прозвучал как смертный приговор существовавшему в то время тоталитарному
режиму. Но и до сегодняшних дней в мире не прекращает развиваться диктаторская
тенденция. Написанное Замятиным предостерегает народы от страшных ошибок.
|