Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» принес писателю
заслуженную популярность и любовь читателей. Этот роман с самого момента
своего создания вызывает огромное количество споров и нерешенных вопросов.
Он окутан тайной, как и то, что предшествовало его написанию. Структура
романа неоднородна и сложна, в ней причудливо переплетаются две сюжетные
линии, два романа, ирония и грусть, добро и зло, которые постоянно взаимодействуют
друг с другом и постоянно дополняют друг друга. Очень трудно отличить,
где добро, а где зло: Воланд, который по задумке должен быть злым персонажем,
совершает добро, помогая двум влюбленным — Мастеру и Маргарите — обрести
вечное счастье.
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически
и психологически достоверную книгу о своем времени, его пороках, его людях,
и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной
эпохи. В романе царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно
строгость композиции. Сатана правит великий бал, а вдохновенный мастер
— современник Булгакова — пишет свой бессмертный роман. Прокуратор Иудеи
отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают и приспосабливаются
к условиям «окружающей среды» граждане, населяющие Садовые и Бромные улицы
Москвы 20—30-х гг. XX в.
В самом начале романа читатель, кажется, отлично представляет
себе, что есть добро, а что — зло. Воланд, который вместе со своей свитой
переселяется в Москву, творя беспорядки и странные вещи, — это зло, а
жители Москвы, вроде бы ставшие жертвами зла, — добро. Но, по мере того
как развивается повествование, добро и зло получают все новую и новую
окраску. Читатель недоумевает, как же добрые люди, населяющие Москву,
могут быть столь завистливыми, жадными и глупыми, и как дьявол, который
во все времена олицетворял силы зла, может помогать влюбленным, соединяя
их и отправляя в вечность?
Дьявол и вся его свита, члены которой устраивают страшные
расправы над людьми, живущими не по заповедям Божьим, и членами МАССОЛИТа,
не творящими искусство, а устраивающими свою жизнь, автору скорее смешны,
нежели страшны, они вызывают смех и иронию. Случай на Патриарших, когда
Воланд предсказывает и осуществляет смерть Берлиоза, не пугает читателя,
а, хотя это звучит и парадоксально, скорее вселяет в душу чувство тайны,
загадки. Получается так, что зло, которое должно вызывать неприязнь, наоборот,
пробуждает теплые чувства и ощущение совершившейся справедливости.
На балу сатаны присутствуют люди, так или иначе согрешившие
в жизни: убийцы, воры, бандиты, отравители, причем они рисуются автором
как почтенные и солидные. Этих особ так много, что они наводняют всю Москву,
занимают слишком много места! Их гораздо больше, чем добрых, чистых личностей,
да и в романе они, собственно, представлены всего лишь двумя образами
— Мастером и Маргаритой, которые получают вознаграждение.
Добро и зло в романе Булгакова настолько относительны,
что подчас незаметна граница, их разделяющая, делающая зло добром, а добро
— злом. Герои, кажется, сами путаются в этом, они не знают, к кому себя
отнести, в какой лагерь записать. Как-то заведено, что в романе речь должна
идти о силе добра, добро должно в конечном итоге побеждать зло, повергая
его. Но эта концепция не имеет никакого отношения к роману Булгакова.
Здесь все наоборот, на его страницах мы видим много качеств и свойств
зла: зависть, ненависть, месть, заговоры, глупость, подлость, — в то время
как только одна тема действительно отвечает требованиям добра — это любовь,
настоящая, чистая и светлая любовь.
|