В своем знаменитом романе «Доктор
Живаго» Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли
революционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революции
в истории России в целом.
Писатель попытался дать свою характеристику происходящим
событиям, исходя из собственного жизненного опыта и вплетая в сюжет реальные
жизненные истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции.
В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий
и революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданская
война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев,
каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России
социальный перелом.
Интеллигенция представлена автором в лице главного
героя, фамилия которого послужила названием для самого романа. Юрий Живаго
— доктор по профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре.
Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционной
жизни. Поэтому герой не может найти свое место в новой жизни, он мечтает
вернуться в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой эпохи.
Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма
восторженно, с надеждой на лучшие перемены. Такое отношение к октябрьским
событиям было характерно для большей части представителей интеллигенции,
потому как в революции им виделось крушение ненавистного старого мира
и начало новой, просветленной и достойной жизни. Но, к великому сожалению,
революция не оправдала этих надежд и, кроме того, стала причиной многочисленных
страданий Юрия Живаго, его родных и друзей. Революция внесла свои коррективы:
она насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родного
края, лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.
Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и
уничтожить самое главное в герое романа — его сущность, его самоцельное
достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам.
Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать
в военных событиях и погрузился в частную жизнь. Может показаться, что
главный герой произведения — трус, испугавшийся активной борьбы, смерти
и предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее. Пастернак намеренно
изобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболее
достоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанного
в угол, не пожелавшего принять революционных перемен.
Герой не желает и не может переступать через себя,
собственные принципы. Для него идея насилия, даже во имя справедливости,
безнравственна. Герой вынужден жить среди других людей, двигаться вместе
с историей, но в душе он — творец и потому противостоит ей, пытаясь быть
незаметным, удалиться от революционного процесса, погрузившись в частные
проблемы. И поэтому он обречен на гибель. На примере жизни своего героя
и его семьи Борис Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих
к кругу интеллигенции, которые вынуждены были почувствовать на себе негативное
влияние истории. Причем жертвой революции стала не только интеллигенция,
но и те, кто посвятил ей себя, свою жизнь: так, рушатся иллюзии Стрельникова,
и он кончает жизнь самоубийством. Он разочаровывается в революции, не
видя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается от своего
участия в исторических событиях.
|