Личная и творческая судьба поэта Осипа
Мандельштама сложилась весьма трагично.
Если в своих ранних поэтических произведениях Мандельштам
любуется красотой природы, в них ощущается полная гармония поэта со всем
миром, то позже происходит значительная переоценка красоты и романтического
восприятия жизни. И на смену маленьким царствам и чудесам приходит «омут
злого и вязкого».
Столкнувшись с суровой действительностью, жестокой
политикой тоталитарного государства, несправедливой и глухой к нуждам
простых людей, Мандельштам считает своим долгом писать об этом и отражать
ход и ужасные последствия исторических событий в своих стихотворениях:
Отравлен хлеб и воздух выпит,
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать!
Вольнолюбивый дух поэта, боль за страну и народные
беды одерживают верх над страхом, и он с уверенностью в голосе пишет обо
всем и обо всех, кто вершил в ту пору историю, кто взял в свои руки власть
и распоряжался жизнью страны и судьбой каждой отдельной личности, кто
взял на себя право казнить и миловать ни за что. Из-под пера поэта выходят
гневные антисталинские строки:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов
не слышны.
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
......................................................
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит,
кто хнычет,
Но один он бабачит и тычет.
Как подковы кует за указом указ—
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь,
кому в глаз.
Страшным «13 мая» 1934 г. поэт был арестован, его
ждали жестокие пытки и физическое истощение, а потом — воронежская тюрьма,
за время пребывания в которой поэт заканчивает работу над
своей «воронежской тетрадкой», ставшей лебединой песней творчества Мандельштама.
Поэт не терпел лжи и за правду вынужден был избрать тяжелую жизненную
дорогу:
Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь,
Воронеж—блажь, Воронеж—
ворон, нож.
Сердце Мандельштама давно чувствовало беду. За несколько
лет до своей гибели им было написано пророческое стихотворение, в котором,
словно в зеркале, отразилась надвигающаяся беда:
Колют ресницы, в груди
прикипела слеза.
Чую без страху, что будет
и будет гроза.
Кто-то чудной меня что-то
торопит забыть.
Душно — и все-таки до смерти
хочется жить.
Поэт предчувствовал свою судьбу. Но его, как истинного
борца, не пугали угрозы, не пугала смерть. Он, как и многие другие, противостоящие
уродству власти и насилию, шел навстречу судьбе со словами: «Немногие
для вечности живут».
Стихи Мандельштама пережили своего создателя и дошли
до нас, они — живые свидетели той страшной эпохи, в которой безнаказанно
творились злодеяния, погибали миллионы нив чем не повинных людей. В своих
замечательных стихотворениях Осип Мандельштам донес до нашего слуха звуки
истории:
За гремучую доблесть
грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку,
в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
|